Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
История политических и правовых учений.docx
Скачиваний:
22
Добавлен:
12.07.2019
Размер:
1.91 Mб
Скачать

158

Глава 8. Арабский Восток

4. Исторические судьбы мусульманской

политико-правовой мысли

Более трех с половиной столетий, последовавшие за осман­ским завоеванием в начале XVI в. большей части арабского ми­ра, не оставили заметного следа в истории мусульманской поли­тической мысли. Ее традиционный характер остался без замет­ных изменений и на протяжении первой половины XIX в. — в период, когда в арабских странах в целом преобладало религиоз­ное мировоззрение, а также сохранялись практически нетрону­тыми политические традиции, освященные османским исламом. Только к концу столетия произошел радикальный пересмотр традиционных мусульманских политических представлений, что проявилось во взглядах мусульманских реформаторов.

Основоположником идейного течения исламской реформа­ции по праву считается Джемаль ад-Дин апь-Афгани (1839— 1897), молодые годы которого прошли в Афганистане. Однако формирование политических взглядов и наиболее заметная об­щественная деятельность аль-Афгани приходятся на период его пребывания в Каире в 80-х гг. XIX в., а также на последующие годы, которые он провел, разъезжая по странам Востока и по Европе, где выступал устно и в печати.

В основе политико-правовых воззрений аль-Афгани лежит его общий подход к исламу. Решительно отвергая атеизм, аль- Афгани отстаивал возрождение ислама, освобождение его от «новшеств», которые исказили его истинную суть и привели мусульман к отсталости. По его мнению, рациональное толко­вание Корана позволяет понять основы идеального обществен­ного и политического строя. Поэтому политическому объеди­нению мусульман он предпочитал их духовное единство и вос­становление исламских институтов в каждой отдельной стране. «Я не настаиваю, — писал он, — чтобы для всех властителем было одно лицо. Наверное, добиться этого будет очень трудно. Я только хочу, чтобы у всех власть принадлежала Корану, а фактором единства выступала религия».

Возвращаясь в поисках лучшей модели государства к кора­ническим принципам власти, аль-Афгани безоговорочно отвер­гал абсолютизм. «Абсолютная власть, — утверждал он, — есть деспотизм, а справедливость может существовать только в ус­ловиях ограниченной власти». Альтернативой деспотизму, по мысли аль-Афгани, являются коранические принципы консульта-

4. Исторические судьбы мусульманской политико-правовой мысли 159

тивного правления. Исходя из этого, а также с учетом традиций и политических реалий Востока он отвергал слепое копирова­ние чужого опыта, но вместе с тем допускал использование от­дельных европейских политических идей и институтов при ус­ловии их непротиворечия основополагающим исламским прин­ципам. Последние, полагал он, могли быть реализованы в условиях современного ему Арабского Востока при условии за­мены деспотизма властью справедливого правителя. Аль-Афга- ни считал, что Египет и Восток вообще с его различными го­сударствами смогут выжить только при условии, если Аллах да­рует каждому из них сильного и справедливого деятеля, управляющего его народом иначе, нежели с помощью едино­личной абсолютной власти.

Власть сильного справедливого монарха, по мнению аль- Афгани, должна быть сбалансирована такими институтами, как конституция и парламент, обеспечивающими участие народа в осуществлении «истинной конституционной власти». При этом он исходил из идеи суверенитета нации: «Лишь воля народа, не испытывающего принуждение и не лишенного свободы слова и дела, есть закон данного народа, подлежащий соблюдению, за­кон, которому любой правитель обязан служить и который он должен честно исполнять». Иными словами, аль-Афгани вы­сказывался в пользу ограниченной конституционной монархии, которая, по его мнению, вполне соответствовала основной идее классической исламской концепции власти — принципу сове- щательности.

Влияние ислама на политико-правовые воззрения аль-Афга- ни ярко проявилось в его взглядах на шариат. Главное отличие его понимания природы мусульманского права от исламской традиции состояло в том, что в качестве обязательных он при­знавал только те нормы, которые содержатся в Коране и сунне или отражают единогласное мнение ближайших сподвижников Пророка, и одновременно отвергал слепое подчинение выводам средневековых правоведов, вынесенным ими на основе собст­венного усмотрения.

Аль-Афган и решительно отстаивал идею свободы иджтиха- да — формулирования новых правовых решений по вопросам, не урегулированным Кораном и сунной, и резко критиковал концепцию «закрытия врат иджтихада». Отстаивая рациональное понимание мусульманского права, его способность к развитию и отражению потребностей новой исторической эпохи, аль-Афга-