Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
История политических и правовых учений.docx
Скачиваний:
22
Добавлен:
12.07.2019
Размер:
1.91 Mб
Скачать

558

Глава 17. Россия в XIX в.

дарство, признаются русскими и, слагая свои различные назва­ния, составляют один народ русский».

Право на создание самостоятельной государственности он признавал только за Польшей, отказывая в нем всем остальным народам, населяющим Россию, поскольку это, по его мнению, могло бы привести к раздроблению России и к ее ослаблению. По этим соображениям мыслитель возражал против федерации, считая такое государственное устройство опасным и способ­ным в конечном счете привести к гибели России.

Права у всех народов, населяющих Россию, равные, но в це­лях «благоудобства» Пестель считал, что из всех народов следу­ет составить единый русский народ. В таком устройстве Россия будет иметь вид «Еди нородства, Единообразия и Единомыс­лия».

Столицу русского государства Пестель предложил перенести в Нижний Новгород, который он рассматривал как географиче­ский центр России и колыбель русской вольницы.

Сословные привилегии, титулы и звания уничтожаются, и все признаются российскими гражданами. «Все нынешние со­словия уничтожаются и сливаются в одно Сословие граждан­ское...» Всем гражданам предоставляются равные гражданские и политические права: все равны перед законом и судом, нико­му не будут дароваться никакие привилегии. Гибельный обы­чай даровать привилегии некоторым людям будет совершенно уничтожен. При определении вида занятий и предоставлении должностей во внимание принимаются только личные способ­ности граждан, которые могут быть обнаружены «во всех со­словиях». Статус гражданина в государстве определяется зако­нами. Все законы подразделяются на «заветные» и «все про­чие». Первые требуют всероссийского обсуждения, вторые принимаются в общем порядке, предусмотренном Конститу­цией.

Целью законодательства Пестель считал обеспечение «корен­ных естественных свойств человеческой природы» и обществен­ного блага. Законы, соответствующие этой цели, он называл справедливыми. Вместе с тем «законы должны быть существен­ны, т. е. ответствовать в полной мере... коренным свойствам и истинной сущности предметов, для которых они издаются». «Законы должны быть основательны, т. е. сделаны не по прихо­тям или мгновенному влечению, но по надлежащему, беспри­страстному соображению всех польз... » Поэтому «весьма полез­

3. Декабристы

559

но при издании каждого закона» снабжать его предисловием, содержащим соображения, побудившие к его изданию. Текст законов должен быть прост и ясен и в их содержание включает­ся не более одного предмета, чтобы «каждый гражданин мог их легко понимать и свои поступки с ними без дальнейших затруд­нений соображать». От ясности изложения законов зависит и качество работы судей.

Автор «Русской правды» считал необходимым составить для России новый Свод законов — Государственное Уложение. В этом издании предусматривались три части: Государственный Устав (законы, касающиеся образования правительства и обще­ственного состояния граждан); Государственный Наказ («пра­вила действий Правительства по всем отраслям и Степеням правления»); Государственный Судебник (правила, предусмат­ривающие «деяния и поступки Народа и Частных Лиц»),

Поскольку Государственный Судебник содержит законы Гражданские и Уголовные, то все они касаются не только част­ных лиц, но и «всех чиновников Правительства». По этому Су­дебнику все судьи государства «делают свои решения, произно­сят свои приговоры и соображают свои определения».

Преступление Пестель определяет как намеренное наруше­ние закона. Наказания предусмотрены «одинаковые для всех сословий и состояний...», они наступают неизбежно и «возмож­но скорее после преступления». Но законы должны быть мило­сердны, а «судьи непреклонны и справедливы». Жестокость в наказаниях скорее вредна, нежели полезна, ибо она «унижает народную нравственность».

В «Русской правде» уделяется большое внимание обоснова­нию необходимости введения общедемократических прав и сво­бод: неприкосновенности личности, равноправия, свободы со­вести, слова, собраний и т. д. Однако православию оказывалось государственное покровительство, а создание партий вообще запрещалось из опасения разрушения единства народа и нового общественного порядка.

Средством достижения предполагаемых преобразований Пестель считал военно-революционный переворот с немедлен­ной ликвидацией монархии и физическим уничтожением чле­нов царской фамилии в целях предотвращения реставрации монархии.

Проведение всех необходимых для установления «нового строя» мероприятий поручается Временному Верховному прав­