Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
История политических и правовых учений.docx
Скачиваний:
22
Добавлен:
12.07.2019
Размер:
1.91 Mб
Скачать

724

Глава 18. Западная Европа в XIX в.

во же лишь средство, но не цель. Именно немногочисленные великие личности (типа Цезаря, Наполеона), несмотря на крат­ковременность их существования и непередаваемость их ка­честв по наследству, и являются, по Ницше, единственным смыслом, целью и оправданием происходящего и всей борьбы различных воль за власть.

Всю социально-политическую историю Ницше характеризу­ет как борьбу двух воль к власти — воли сильных (высших ви­дов, аристократических господ) и воли слабых (массы, рабов, толпы, стада).

Аристократическая воля к власти, по Ницше, это инстинкт подъема, воля к жизни; рабская воля к власти — инстинкт упадка, воля к смерти, к ничему. Высокая культура аристокра­тична, господство же «толпы» ведет к вырождению культуры, к декадансу. Мораль — орудие рабов против господ, нравствен­ные суждения и установления слабых против сильных, оправ­дание господства стада над высшими видами. История челове­чества нескольких последних тысячелетий (от господства древ­ней аристократии до современности) расценивается Ницше как процесс постепенного вырождения здоровых жизненных начал, как в конечном счете победа многочисленной массы слабых и угнетенных над немногочисленной аристократией сильных.

Но то, что уже раз было в прошлом, возможно и в буду­щем — такова идея вечного возвращения того, что уже было, а именно господства аристократии. И в поисках образца для строя новой аристократии Ницше обращается к истории гос­подства древней аристократии (в Индии, Греции и т. д.), пре­вращая свою трактовку прошлого в социально-политическую программу планируемого им вечного возвращения.

С различными вариациями Ницше повторял ведущую идею своей аристократической концепции: высокая культура и раз­витие высших видов людей нуждаются в рабстве, в подневоль­ном труде громадного большинства для освобождения немного­численного привилегированного класса от физического труда и нужд борьбы за существование.

Отвергая различные концепции происхождения и роли госу­дарства, Ницше считал, что государство является средством возникновения и продолжения того насильственного социаль­ного процесса, в ходе которого происходит рождение привиле­гированного культурного человека, господствующего над ос­тальной массой. «Как бы ни было сильно в отдельном человеке

П.Ницше

725

стремление к общению, — писал он, — только железные тиски государства могут сплотить друг с другом большие массы на­столько, чтобы могло начаться то химическое разложение об­щества и образование его новой пирамидальной надстройки».

Придерживаясь глобальной перспективы аристократического эстетизма, Ницше отдает принципиальное предпочтение куль­туре и гению перед государством и политикой — там, где такое различение, расхождение и столкновение имеет, по его мне­нию, место. Он — убежденный приверженец аристократиче­ской культуры, возможной лишь в условиях господства немно­гих и рабства остальных, он — элитист, но не государственник, не этатист. Он положительно отзывается о государстве и поли­тике и даже восхваляет их лишь постольку, поскольку они над­лежаще исполняют свою роль в качестве подходящих орудий и средств на службе у аристократической культуры и гения.

Цель человечества, по Ницше, состоит в его совершенней­ших экземплярах, возникновение которых возможно в обста­новке высокой культуры, но никак не в совершенном государ­стве и поглощенности политикой — последние ослабляют че­ловечество и препятствуют появлению гения. Гений, борясь за сохранение своего типа, должен препятствовать учреждению совершенного государства, которое могло бы обеспечить всеоб­щее благополучие лишь ценой потери насильственного харак­тера жизни и продуцирования вялых личностей. «Государст­во, — писал Ницше, — есть мудрая организация для взаимной защиты личностей; если чрезмерно усовершенствовать его, то под конец личность будет им ослаблена и даже уничтожена, — т. е. будет в корне разрушена первоначальная цель государст­ва».

Антагонизму между культурой и государством Ницше при­дает принципиальное значение. Именно в таком контексте аристократического эстетизма и следует воспринимать доволь­но частые у Ницше критические выпады против государства и политики, против их ущербных для высокой культуры чрезмер­ностей и пагубных крайностей.

Восхваляя аристократический кастовый строй времен Зако­нов Ману, Ницше стремился к биологическому обоснованию кастовых идеалов. В каждом «здоровом» обществе, полагал он, имеются три различных, но взаимотяготеющих физиологиче­ских типа со своей собственной «гигиеной» и сферой приложе­ния: 1) гениальные люди — немногие; 2) исполнители идей ге­