Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
История политических и правовых учений.docx
Скачиваний:
22
Добавлен:
12.07.2019
Размер:
1.91 Mб
Скачать

5. Прагматический юридический реализм

745

ние». Исключительно плодотворными в этом плане являются, по его оценке, определения права как этической в своем суще­стве категории, данные в свое время Платоном и Аристотелем (Исследования по юриспруденции и криминальной теории. Нью-Йорк, 1958).

В литературе последних лет появились констатации того, что западная традиция «закона и порядка» переживает в на­стоящее время кризис, вызванный, с одной стороны, тем об­стоятельством, что глобальной проблемой становится сегодня не проблема отдельного региона, как это было до самого не­давнего времени, а весь мир, и потому Запад становится всего лишь его составной частью. Другую сторону этой кризисной для Запада ситуации составляет кризис западной традиции правосознания (традиции законности и порядка в западном смысле).

Сегодня сложилась такая ситуация, когда право во все большей степени воспринимается с позиций политического или нравственного прагматизма. В этой обстановке взаимное согласование и взаимное дополнение догматической, естест­венно-правовой и исторической юриспруденции под именем интегративной (общей, синтезированной) юриспруденции стало бы известным завершением замыслов и идей правоведов ухо­дящего XX столетия (Ященко, Виноградов, Кистяковский, Со­рокин, Холл, Берман). В этом плане заслуживает внимания опыт создания подобных синтетических конструкций в других областях современного обществоведения, в частности конст­рукции синтетической философии Г. Спенсера или интеграль­ного гуманизма Ж. Маритэна, не говоря уже об аналогичных построениях их ближайших и отдаленных предшественни­ков — создателей универсальных типологий политика (Платон) и политических форм (Аристотель) либо создателей конструк­ции философии права (Гегель) и социологии как положитель­ной философии (Конт).

  1. Прагматический юридический реализм

Позитивизм аналитической (формально-догматической) юрис­пруденции иногда именуют позитивизмом законников (легист- ским позитивизмом), тогда как позитивизм школы американ­ских (Фрэнк и др.) и скандинавских «правовых реалистов» сле­довало бы назвать прагматическим юридическим позитивизмом.

746

Глава 19. Зарубежная политико-правовая мысль в XX в.

На практике он предстает неким вариантом социальной инжене­рии (выражение Паунда), а с учетом явного влияния 3. Фрейда, Л. И. Петражицкого, А. Хагерстрёма — социально-психо­логической законнической инженерией. Эти представители наиболее радикальной критики формально-юридического обос­нования законности судебных и административных решений выступили против формализма (культа нормы права) в правове­дении, но делали это с разных методологических позиций. Их скептицизм адресовался способности пользователей и примени- телей права адекватно соотнести нормы с фактами, поскольку в любых правовых конфликтах помимо формальных (официально установленных норм) действуют нормы реальные, проистекаю­щие из расовых, религиозных, политических или экономиче­ских предрассудков судьи и присяжных заседателей.

Американский реализм берет свои истоки из работ О. Холм­са и адаптированного учения 3. Фрейда, тогда как скандинав­ские реалисты пытались понять право преимущественно с пси­хологической точки зрения, причем отдельные их представите­ли (Росс и др.) сосредоточились на реальностях судебной деятельности, как и их американские коллеги.

Реалисты в правоведении были восприняты настоящими возмутителями академического спокойствия, когда во всеору­жии методов современной психологии и социологии стали фиксировать внимание на том, что суды и представители юри­дической профессии делают в действительности. Наиболее из­вестной в этом плане стала книга Джерома Фрэнка «Право и современный разум» (1930), которая, по отзыву члена Верхов­ного суда США Ф. Франкфуртера, не столько дала прибавку к существующему фонду научных знаний, сколько призвала к ра­дикальному пересмотру того, что в наше время предстает пред нами как знание или как истина.

Книга, в частности, понуждала пересмотреть сложившиеся представления о праве, поскольку Дж. Фрэнк бросил вызов так называемым конвенциональным суждениям (условным сужде­ниям, юридическим фикциям) и поставил под сомнение то, «как мы думаем и что мы думаем о праве». При этом автор опирался на опыт и суждения юристов-практиков. Так, он на­шел себе союзника в лице судьи и теоретика права О. Холмса, который утверждал: «Общие пропозиции (предположения) не решают конкретных случаев».

5. Прагматический юридический реализм

747

Говоря об особенностях нового правопонимания, Фрэнк ак­центировал внимание на том, что право предстоит в своей ре­альности в виде специального судебного решения (в виде ре­ального делания, а не говорения только). Это решение лишь в малой степени возможно предсказать или унифицировать; это решение представляет собой также некий процесс, с помощью которого такое решение вырабатывается; существенным для нового подхода к праву явилось обсуждение вопроса о той ме­ре, в какой судебный процесс может и должен применяться в интересах обеспечения справедливости по отношению к сограж­данам.

В предисловии к 6-му изданию работы (1949) Фрэнк про­возгласил этот набор позиций в истолковании права не лишен­ным недостатков вследствие того, что речь сводится фактиче­ски к обсуждению «актуальности прошлых решений». Другим «очевидным промахом» Фрэнк посчитал словосочетание «пра­вовой реализм», которое было использовано для описания ра­боты суда (намерение было взглянуть на работу суда глазами не юриста-жреца, а юриста-«реалиста», юриста-«эксиериментато- ра» и т. д.).

Реалисты подверглись резкой критике всеми разновидностя­ми школ традиционного подхода — правыми и левыми, кото­рые увидели самое уязвимое место в концепции реалистов в их пренебрежении к моменту нормативной определенности в пра­ве. В ответ Фрэнк возражал, утверждая, что в значительной своей пропорции судебные решения все же являются непред­сказуемыми до того момента, пока судебное дело не принима­ется к производству или пока оно не начинает слушаться в су­дебном заседании.

В работе Фрэнка нет специальных упоминаний о естествен­ном праве, но есть общее высказывание о его актуальности. «Я не понимаю, как любой добропорядочной человек сегодня может отказаться принять за основу современной цивилизации те фундаментальные принципы естественного права, которые относятся к человеческому поведению и которые были провоз­глашены Фомой Аквинским. Среди них — первичность стрем­ления к общему благу, непричинение вреда другим, воздаяние каждому своего и вторичность таких принципов, как «не убий», «не укради», «возвращай врученное тебе по доверию».

В 70—80-е гг. XX в. идеи Дж. Фрэнка и других правоведов- реалистов (О. Холмс, К. Ллевелин) неожиданно обрели второе