Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
История политических и правовых учений.docx
Скачиваний:
22
Добавлен:
12.07.2019
Размер:
1.91 Mб
Скачать

2. Методология истории политических и правовых учений

7

и правовых учений играет существенную роль в качестве одной из важных историко-теоретических предпосылок развития со­временного политико-правового знания, совершенствования теоретических разработок проблем государства и права.

Соотношение истории политических и правовых учений с другими юридическими и философскими науками, равно как и взаимосвязи исторических и теоретических аспектов внутри са­мой этой дисциплины, отчетливо отражает то принципиальное обстоятельство, что предмет рассматриваемой дисциплины — это не просто совокупность политических и правовых учений прошлого, а именно их история. Выяснение смысла этой исто­ричности значимо для характеристики как предмета данной дисциплины, так и ее методологии.

  1. Методология истории политических и правовых учений

История политических и правовых учений как самостоя­тельная юридическая дисциплина вместе с другими юридиче­скими дисциплинами относится к числу гуманитарных наук. И в ней, как и в других современных гуманитарных науках, ис­пользуется — с учетом предметной специфики и особенностей целей и задач научного познания в области истории политиче­ских и правовых учений — богатый арсенал философских и специально-научных методов, и прежде всего методы формаль­но-логического, диалектического, системного, сравнительно­исторического исследования.

Тот или иной метод (и совокупность используемых мето­дов) — это, разумеется, не самоцель, а лишь путь познания, способы и приемы исследования. Научная значимость и позна­вательная ценность применяемого метода определяются в ко­нечном счете его эвристическим потенциалом, его способно­стью обогатить науку новым знанием об изучаемом объекте, выявить новые моменты в исследуемых явлениях и привести к более содержательному и более глубокому их пониманию.

Каждое более или менее развитое учение о праве и государ­стве как определенная система теоретических знаний представ­ляет собой взаимосвязь и единство предмета и метода соответ­ствующего политико-правового учения.

С позиций юриспруденции определяющее (исходное и фи­нальное) значение для характеристики метода, как и предмета, той или иной политико-правовой концепции (теории) имеет

Глава 1. Предмет и методология данной науки

лежащее в ее основе, выявляемое, обосновываемое и раскры­ваемое в ней понятие права и соответствующее правовое пони­мание (понятие, трактовка, оценка и т. д.) государства, полити­ки, законодательства, форм поведения людей, их отношений и т. д. Предмет и метод — это различные (мысленно различен­ные в теоретической абстракции) формы выражения и характе­ристики единой теории, одного и того же теоретического обра­зования, одной и той же системы знаний, представленных в определенном политико-правовом учении.

Взаимодействие и единство предмета и метода политико-пра­вовой теории, как и любой другой теории, в общем виде состоят в том, что метод есть предмет в его действии (в его формирова­нии, организации и познавательном воздействии), а предмет — это системно организованное выражение познавательного ито­га, смысла и значения метода.

Метод как совокупность познавательных средств и приемов политико-правового исследования, как путь познания, веду­щий от объекта к предмету, — тоже теоретическая форма, сама теория в ее самопознании, развитии, углублении, обновлении, а не некий внетеоретический инструмент или феномен, кото­рый магическим образом превращает незнание в знание, обы­денное представление и мнение — в научное (теоретическое) знание.

Выделение в единой политико-правовой теории ее предмета и метода является лишь мысленной абстракцией, необходимой для более углубленного и адекватного постижения познаватель­ных свойств, характеристик, смысла и значения теории.

При этом предмет в качестве составного аспекта (компонен­та) политико-правовой теории выражает познавательные итоги действия метода в виде определенной системы полученных зна­ний об объекте, а метод в качестве другого аспекта (компонен­та) теории выражает познавательный (объяснительный, доказа­тельный, прогностический и т. д.) статус, смысл и значение этого знания, его соотношение (преемственность, новизна и т. д.) с прежним знанием и прежним пониманием объекта, способы, приемы и формы получения, обоснования, организа­ции и функционирования нового знания, смысловое место и значение его различных моментов и их взаимосвязей в структу­ре данной теории, в продолжающемся процессе научного по­знания права, государства, политики и т. д.

2. Методология истории политических и правовых учений

9

В любой последовательной политико-правовой теории ее предмет (определенное знание об объекте) методологически ос­мыслен, а метод (способ, форма познания, понимания, объясне­ния объекта) предметно выражен. Именно поэтому такая теория имеет методологическое значение, обладает функцией метода познания и выполняет эту роль или непосредственно, или опо­средованно (как составной момент последующей политико­правовой теории).

В силу их большой познавательной ценности и огромного эвристического потенциала методы (методологические компо­ненты) некоторых глубоких и оригинальных политико-право­вых теорий приобретают в последующем как бы самостоятель­ное (независимое от предмета соответствующих теорий) суще­ствование и универсальное (общенаучное, общетеоретическое) познавательное значение.

Конечно, всякая новая политико-правовая теория может возникнуть лишь на основе предшествующих теорий и нахо­дится с ними в необходимой преемственной связи. Это прояв­ляется также и в плане использования уже доказавших свою познавательную ценность различных методологически значи­мых средств и приемов исследования в последующем процессе изучения того или иного объекта, форм организации и систе­матизации нового знания об объекте, принципов интерпрета­ции и оценки прежних концепций и новой теории в общем контексте всемирной истории политико-правовой мысли. Од­нако при этом следует учитывать, что соответствующие методы (прошлых и современных) политико-правовых теорий, в том числе и методы, за которыми признается общенаучное значе­ние, — познавательно связаны с предметами своих теорий и вне их познавательного смыслового единства со своим предметом приобретают в других теориях иное познавательное значение и другое предметное выражение. Так, у разных приверженцев диалектического метода (Гераклита, Гегеля, Маркса, Маркузе и т. д.) совершенно различные учения о праве и государстве. То же самое можно сказать о концепциях приверженцев других общефилософских и общенаучных методов.

Дело в том, что всякое новое политико-правовое учение — это (в меру своей познавательной новизны) новая теория со своим но­вым предметом и новым методом. Поэтому в таком новом позна­вательном контексте положения прежних теорий (предметного и методологического характера) имеют познавательное значе­