Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
История политических и правовых учений.docx
Скачиваний:
22
Добавлен:
12.07.2019
Размер:
1.91 Mб
Скачать

668

Глава 18. Западная Европа в XIX в.

дствуется лишь собственной волей. В силу указанных обстоя­тельств в обществе, по мнению Штейна, отсутствует почва для свободы. Отсюда его категорическое заключение: принцип, на котором зиждется общество, — несвобода.

Высшей формой общества является государство, которое вме­сте с тем имеет иную организацию и совсем другие цели, не­жели общество. В нем устанавливается органическое единство самых разных индивидуальных воль и действий людей, обра­зующих общество. Государство, считает Штейн, есть персони­фицированный организм всеобщей воли и потому должно слу­жить только всеобщему. Благодаря такой организации и тако­му своему предназначению именно государство обеспечивает свободу. Свобода — тот принцип, на котором зиждется госу­дарство.

Общество и государство (поскольку они базируются на диа­метрально противоположных принципах) противостоят друг другу и постоянно друг на друга воздействуют. Причем обще­ство стремится сконструировать государство по своему образу и подобию, а государство — создать собственный и угодный ему общественный строй. Такой, в котором взяты под кон­троль спонтанные, необузданные элементы общества и между общественными классами поддерживается равновесие. Возвы­шаясь над обществом, государство должно оставаться его пове­лителем и наставником.

Свою главную роль оно сможет выполнить, по убеждению Штейна, тогда, когда исполнительная власть в государстве бу­дет верно и надежно служить власти законодательной. В этой субординации — гарантия превращения просто государства в государство правовое и залог сохранения им данного качества. Штейн — сторонник правового государства, в котором «право управления опирается на конституцию и имеются правовые разграничения между законом и распоряжениями». Оптималь­ную форму правового государства Штейн видит в конституци­онной монархии.

В такой конституционной монархии, в которой исполни­тельная власть верой и правдой служит власти законодатель­ной, центральной фигурой подобает быть монарху, поскольку он сможет не допустить преобладания в обществе партикуляр­ных интересов. Лишь монарх, согласно Штейну, в состоянии обеспечить доминирование в обществе общих для всех людей интересов. Вместе со своими чиновниками монарх должен «са­