Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
История политических и правовых учений.docx
Скачиваний:
22
Добавлен:
12.07.2019
Размер:
1.91 Mб
Скачать

206

Глава 9. Эпоха Возрождения и Реформации

величия королевств и республик. Самое главное и основное — это воинственный по своей природе и характеру народ. Но та­ковым не может быть народ, задавленный налогами, особенно если они вводятся по произволу правителя. Поэтому следует ослабить бремя налогов и устанавливать их лишь со всеобщего согласия. Далее, отмечает Бэкон, необходимо препятствовать чрезмерному росту численности знати, так как это приводит к нищете и унижению народа. Поскольку число полноправных граждан должно быть вполне достаточным для управления по­коренными странами, их жителям следует, по примеру Рима, легко и свободно предоставлять права гражданства.

Особо настойчиво Бэкон подчеркивает необходимость вся­чески поддерживать любовь и пристрастие народа к военному делу, его постоянную готовность «немедленно выступить с ору­жием в руках по любому справедливому поводу». При этом под «справедливым поводом» для начала войны имеется в виду на­личие некоторой «важной или по меньшей мере благопристой­ной причины». Бэкон оправдывал внешние войны и считал, что для их ведения достаточно внутригосударственного обоснова­ния: в государстве должны быть «такие законы и традиции, ко­торые бы всегда могли предоставить ему законную причину или по крайней мере предлог для применения вооруженной силы». Исходя из подобных весьма вольных представлений о «справед­ливой войне», он характеризует ее как целительное средство, необходимое для сохранения здоровья политического организ­ма любого государства. С этих воинственных позиций Бэкон оправдывает завоевательскую политику британского королевст­ва и его претензии на господствующее положение в мире.

Свои правовые взгляды Бэкон излагает в процессе освеще­ния основ предложенной им новой науки — «учения о всеоб­щей справедливости, или об источниках права».

Критически оценивая учения юристов и философов о праве, Бэкон полагал, что подлинное изучение вопросов права дос­тупно лишь политическим деятелям, которые, по его мнению, «прекрасно знают природу человеческого общества, обществен­ного блага, естественной справедливости, знают нравы различ­ных народов, различные формы государства и поэтому могут выносить суждение о законах на основе принципов и положе­ний как естественной справедливости, так и политики».

Цель нового подхода Бэкона к вопросам права состоит в том, чтобы в каждой отдельной области права «выявить некий

8. Бэкон

207

символ и идею справедливого», на основании чего можно было бы «оценивать достоинства законов того или иного отдельного государства и попытаться их исправить».

В своем учении о праве Бэкон, по сути дела, стремился кпре- одолению дуализма естественного и позитивного права в пользу позитивного права (закона государства), к соединению и выра­жению в законе (позитивном праве) требований как естествен­ной справедливости, так и реальной политики государства. При этом под справедливостью закона Бэкон в духе естественно-пра­вовых представлений имел в виду нравственное качество закона. «Люди, — отмечал он, — обладают уже от природы некоторыми нравственными понятиями, сформированными под влиянием естественного света и естественных законов, такими, как добро­детель, порок, справедливость, несправедливость, добро, зло».

Освещая свой подход к праву, Бэкон противопоставляет за­кон (позитивное право) насилию и отмечает необходимые свой­ства надлежащего, т. е. справедливого, закона (позитивного пра­ва). «В гражданском обществе, — писал он, — господствует или закон, или насилие. Но насилие иногда принимает обличье за­кона, и иной закон больше говорит о насилии, чем о правовом равенстве. Таким образом, существуют три источника неспра­ведливости: насилие как таковое, злонамеренное коварство, прикрывающееся именем закона, и жестокость самого закона».

Законы — это «якоря государства» и вместе с тем «главная сила и орудие» для достижения «счастья граждан», процветания общества и прочности устоев власти. Но большинство законов оказываются неспособными к выполнению этих целей. «Поэто­му, — писал Бэкон, — мы хотим по мере наших возможностей показать, что некоторые законы должны стать своего рода «за­конами законов» и определять, что в каждом отдельном законе хорошо и что плохо». Под этими «законами законов» по суще­ству имеется в виду теория законов, учение о законе как источ­нике действующего позитивного права.

Основные требования, которым должен отвечать хороший

(справедливый) закон, состоят, по Бэкону, в следующем: «За-

1

кон можно считать хорошим в том случае, если смысл его то чен, если требования его справедливы, если он легко испол­ним, если он согласуется с формой государства, если он рожда­ет добродетель в гражданах».

Касаясь дел, в отношении которых имеются пробелы в зако­нодательстве, Бэкон считает, что такие дела должны рассматри­