Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
История политических и правовых учений.docx
Скачиваний:
22
Добавлен:
12.07.2019
Размер:
1.91 Mб
Скачать

202

Глава 9. Эпоха Возрождения и Реформации

В основном произведении Бэкона «Великое восстановление наук» (1620) предпринята попытка с позиций рационализма и эмпиризма, соединения теории и практики обосновать теорети­ческие и методологические начала опытной науки Нового вре­мени, охватывающей все сферы и направления человеческого познания.

Бэкон считал, что сложившиеся науки бесполезны для но­вых открытий. Новая наука должна опираться не на слепой опыт, а на продуманный научный эксперимент, она должна строить свои понятия и аксиомы не на основе дедукции, а че­рез «истинную индукцию». Такая экспериментальная наука станет «способом открытия и указания новых дел», подлинным средством для освобождения от идолов, осаждающих умы лю­дей и уводящих их на ложный путь познания и ошибочные представления о явлениях природы, общества и государства.

При этом Бэкон выделяет четыре вида идолов: 1) «идолы ро­да», т. е. присущие самому роду людей заблуждения, происте­кающие из того, что человеческие чувства и ум «покоятся на аналогии человека, а не на аналогии мира»; 2) «вдолы пещеры», т. е. заблуждения отдельного человека, проистекающие из его особенностей; 3) «идолы площади», т. е. заблуждения, происте­кающие из общей для людей речи, слова которой «устанавли­ваются сообразно разумению толпы», противоречат разуму и ведут к пустым и бесчисленным спорам и раздорам; 4) «идолы театра», т. е. различные комедии человеческого ума, «вымыш­ленные и искусственные миры», ложные философские учения, аксиомы наук и т. д., получившие силу, признание и распро­странение «вследствие предания, веры и беззаботности».

«Знание — сила», — утверждал Бэкон в «Нравственных и по­литических очерках» (1597). И новая наука, вооружив людей рациональным знанием, поможет им удовлетворить их жизнен­ные потребности, преодолеть социальные и политические про­тиворечия и конфликты, обеспечить процветание страны и рост могущества государства.

Мысли о безграничных возможностях и благотворной роли науки Бэкон изложил и в фантастической повести «Новая Ат­лантида» (1627). Основа и главная причина процветания стра­ны и благополучия жителей утопического государства на остро­ве Бенсалем — это высокоразвитая наука и применение науч­ных достижений и изобретений во всех сферах жизни людей. Всеми вопросами науки и научного обеспечения жизнедеятель­

8. Бэкон

203

ности населения острова и безопасности страны занимается специальная общегосударственная научная организация — «Дом Соломона», утопический прообраз будущих, более скром­ных в своих претензиях, европейских академий наук.

В разработанной Бэконом классификации наук специальное внимание уделено месту и роли учений о государстве, праве и политике. Люди, замечает он, ждут для себя от гражданского общества трех основных благ: избавления от одиночества, по­мощи в делах и защиты от несправедливых. Изучение этих про­блем — задача гражданской науки, которая делится им на три раздела (три отдельные «гражданские науки»): I) учение о вза­имном обхождении исследует «мудрость общения», 2) учение о деловых отношениях изучает «мудрость в делах» и, наконец, 3) учение о правлении, или о государстве, рассматривает «муд­рость правления».

В силу широты и неопределенности своего предмета граж­данская наука, по признанию Бэкона, «с очень большим тру­дом может быть сведена к аксиомам». При этом он отмечает, что в отличие от этики, целью которой является «внутренняя порядочность», «гражданская наука не требует ничего, кроме внешней порядочности, которой для общества вполне доста­точно».

Особенность государств, по Бэкону, состоит в том, что они, «подобно громоздким машинам», приходят в движение медленно и после больших усилий, но зато и не так быстро приходят в упадок. Для успешной деятельности государства существенное значение имеет хорошая организация правления. Искусство власти, поясняет Бэкон, складывается из трех политических за­дач: сохранить державу, сделать ее счастливой и процветающей

и, наконец, расширить ее территорию и как можно дальше раз­двинуть ее границы.

Суждения Бэкона по этим вопросам адресованы прежде все­го королю Якову I, которому он посвятил свой основной труд, и в этом плане напоминают советы Макиавелли государю. Од­нако Бэкон утверждал, что его предписания являются честны­ми и не отрицают добродетель, тогда как в советах Макиавелли речь идет о бесчестных и пагубных средствах, игнорировании добродетели, подчинении людей воле и замыслам политика пу­тем обмана и страха. Отвергая подобную «извращенную муд­рость», целью которой является не общее благо людей и госу­дарства, а лишь собственное благосостояние правителя, Бэкон