Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
История политических и правовых учений.docx
Скачиваний:
22
Добавлен:
12.07.2019
Размер:
1.91 Mб
Скачать

824

Глава 20. Россия в XX в.

быть проводниками диктатуры класса, прикрывать ее внешне привлекательными атрибутами и тем самым вводить в заблуж­дение трудящихся, народные массы, пряча от них угнетатель­ский характер государства. Различные демократически-право- вые институты и нормы достойны разоблачения и отрицания. В лучшем случае некоторые из них (скажем, парламентаризм) следует стараться использовать в борьбе против диктатуры гос­подствующего класса.

Во времена Ленина ими были, в первую очередь, институты и нормы демократии, сложившейся в развитых капиталистиче­ских странах. «Буржуазная демократия, — писал он, — будучи великим историческим прогрессом по сравнению со средневе­ковьем, всегда остается — и при капитализме не может не оста­ваться — узкой, урезанной, фальшивой, лицемерной, раем для богатых, ловушкой и обманом для эксплуатируемых, для бед­ных». Ленин считает: в капиталистическом обществе демокра­тия потому является демократией для богатых, что она не обес­печивает фактического равенства эксплуататора с эксплуати­руемым, что в данном обществе представитель угнетенной массы лишен таких материальных возможностей практически пользоваться свободой слова и собраний, правом участвовать в делах государства и проч., какими располагают имущественно состоятельные люди.

Показательно, что к вопросу о свободе, взятой во всех ее ас­пектах и реализуемой только посредством институтов демокра­тии и права, Ленин на протяжении всей своей революционной деятельности оставался в целом равнодушным. Он вообще был антилибералом. Презирал либерализм, отторгал его. Во всем этом сказывалась, вероятно, слабость российских демократиче­ских традиций; давал себя знать инструменталистский, служеб­но-классовый подход к демократии; влияло, наверное, и пони­мание демократии на руссоистско-якобинский лад — как верхо­венства, суверенитета народа, а не как политико-юридического пространства, необходимого для осуществления прав и свобод личности, каждого отдельного индивида.

Анализируя проблему «государство и революция», Ленин писал: «Переход государственной власти из рук одного в руки другого класса есть первый, главный, основной признак рево­люции как в строго научном, так и в практически-политиче- ском значении этого понятия». Применительно к социалисти­ческой революции прежде всего встает вопрос о том, как про­

1. Политико-правовая идеология большевизма

825

летариат должен отнестись к буржуазному государству — олицетворению власти старых господствующих классов. Тут имеются, абстрактно рассуждая, две возможности. Ленин видит их. Одна — пролетариат овладевает уже готовой государствен­ной машиной и затем пускает ее в ход для решения своих соб­ственных задач. И вторая — пролетариат ниспровергает, разру­шает буржуазную государственность и на ее месте создает свой, принципиально новый тип государства. Вслед за К. Марксом Ленин без малейших колебаний выбирает вторую возможность: «...все прежние революции усовершенствовали государствен­ную машину, а ее надо разбить, сломать. Этот вывод есть глав­ное, основное в учении марксизма о государстве».

Ленин мыслит акцию разрушения буржуазной государствен­ности очень конкретно. В первую очередь как слом бюрократи­ческих и военных институтов государственной власти, ликвида­цию репрессивного аппарата, как замену на ключевых постах управления государства прежних чиновников верными идее ре­волюции представителями рабочего класса. Но дело этим не ог­раничивается. Разрушение старого, ранее существовавшего го­сударства должно заключаться, по Ленину, кроме того, в отказе от территориального принципа формирования представитель­ных учреждений, от принципа разделения властей, от равенства всех без исключения граждан (независимо от классовой при­надлежности) перед законом и от многих других начал демо­кратического устройства государства.

Всецело солидарен Ленин с К. Марксом в том, что разруше­ние наличной «государственной машины требуется интересами и рабочих и крестьян, объединяет их, ставит перед ними общую задачу устранения «паразита» и замены его чем-либо новым. Чем же именно?». Пролетарским, социалистическим государст­вом — орудием диктатуры рабочего класса, т. е. власти, завое­ванной и поддерживаемой насилием пролетариата над буржуа­зией и не связанной никакими законами.

Пролетариат учреждает собственное государство не для уста­новления свободы в обществе. Ему оно н^жно для насильственно­го подавления своих противников. Ленин в восторге от энгель- совской идеи о несовместимости всякой, любой государствен­ности со свободой: «Когда становится возможным говорить о свободе, тогда государство, как таковое, перестает существо­вать». Круг противников пролетариата, в первую очередь под­лежащих насильственному подавлению, изъятию из свободы,