Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
История политических и правовых учений.docx
Скачиваний:
22
Добавлен:
12.07.2019
Размер:
1.91 Mб
Скачать

Глава 20. Россия в XX в.

В этой системе координат логически последовательная тео­рия просто невозможна, и пример Пашуканиса в этом плане весьма показателен.

Психологическая концепция классового права. Представления о классовом праве, включая и классовое пролетарское право, с позиций психологической теории права развивал Михаил Анд­реевич Рейснер (1868—1928). Еще до революции он начал, а за­тем продолжал классовую интерпретацию и переработку ряда идей таких представителей психологической школы права, как Л. Кнапп и Л. И. Петражицкий.

Свою заслугу в области марксистского правоведения Рейс- нер видел в том, что учение Петражицкого об интуитивном праве он поставил «на марксистское основание», в результате чего «получилось не интуитивное право вообще, которое могло там и здесь давать индивидуальные формы, приспособленные к известным общественным условиям, а самое настоящее классо­вое право, которое в виде права интуитивного вырабатывалось вне каких бы то ни было официальных рамок в рядах угнетенной и эксплуатируемоймассы».

Марксистские представления о классовости права Рейснер толковал в том смысле, что каждый общественный класс — не только класс господствующий, но и угнетенные классы —=■ в со­ответствии с положением данного класса в обществе и его пси­хикой творит-свое реально существующее и действующее ин­туитивное классовое право. Уже при капитализме, по Рейснеру, имеется не только буржуазное право, но также пролетарское право и крестьянское право. Так что не «все право» запятнано «эксплуататорской целью».

В целом, согласно Рейснеру, «право, как идеологическая форма, построенная при помощи борьбы за равенство и свя­занную с ним справедливость, заключает в себе два основных момента, — а именно, во-первых, волевую сторону или одно­стороннее «субъективное право» и, во-вторых, нахождение об­щей правовой почвы и создание при помощи соглашения дву­стороннего «объективного права». Лишь там возможна право­вая борьба, где имеется возможность нахождения такой почвы».

Развивая такой подход к праву в работе «Право. Наше пра­во. Чужое право. Общее право» (1925), Рейснер характеризовал так называемое общее право (общий правопорядок) — как при капитализме, так и после победы пролетарской революции —

7. Советская юриспруденция

как компромисс и объединение наличных в данном обществе субъективных классовых прав. «Ибо, — поясняет он, — одина­ково и буржуазное государство, и наше Советское точно так же включает в свой общий правопорядок и право пролетарское, крестьянское, и буржуазное. Одного только, пожалуй, «права» у нас нет — это права землевладельческого в смысле частного землевладения, хотя зато мы имеем грандиозного помещика в лице самих Советов, владеющих порядочным количеством име­ний в виде советских хозяйств». Разница, однако, в том, что при капитализме господствующее положение в общем правопо­рядке занимает право буржуазии, а в советском правопоряд­ке — пролетарское право.

Именно в условиях военного коммунизма так называемое социалистическое право рабочего класса, по оценке Рейснера, «делает попытку своего наиболее яркого воплощения». При нэпе же, с сожалением отмечал Рейснер, пришлось «усилить примесь буржуазного права и буржуазной государственности, которые и без того естественно входили в состав социалистиче­ского правопорядка».

Вся история права — это, по Рейснеру, «история его угаса­ния». При коммунизме оно угаснет навсегда.

При всем своеобразии рейснеровской классово-психологи­ческой концепции права она в основных и главных своих чер­тах и подходах остается в общих рамках марксистского отноше­ния к праву.

Его классовое перетолкование интуитивного права фактиче­ски отвергает основание и суть психологического правопонима- ния вообще — индивида с его правовой психикой, правовыми притязаниями, эмоциями и т. д. И на примере рейснеровской концепции классовости права хорошо видно, как классовость убивает право.

Право как форма общественного сознания. Такой подход к праву в 20-х гг. развивал Исаак Петрович Разумовский (1893—?). При этом он отмечал, что «вопросы права и связи его с эконо­мической структурой общества, послужившие, как известно, в свое время отправным пунктом для всех дальнейших теорети­ческих построений Маркса, это — основные вопросы марксист­ской социологии, это лучший пробный камень для проверки и подтверждения основных предпосылок марксистской диалекти­ческой методологии».