Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
История политических и правовых учений.docx
Скачиваний:
22
Добавлен:
12.07.2019
Размер:
1.91 Mб
Скачать

728

Глава 18. Западная Европа в XIX в.

Ницше развивает аристократическую концепцию права.

Право, по Ницше, нечто вторичное, производное от воли к власти, ее рефлекс. С этих позиций он атакует различные вер­сии исторически прогрессивной интерпретации естественно­правовой доктрины, отвергает идеи свободы и равенства в че­ловеческих отношениях, обосновывает правомерность привиле­гий, преимуществ и неравенства.

Неравенство прав Ницше рассматривал как условие того, что права вообще существуют. Право есть преимущество. Каж­дый вид бытия имеет свое преимущество. «Неправота, — утвер­ждал он, — никогда не заключается в неравных правах, она за­ключается в притязании на «равные» права». Справедливость, по Ницше, состоит в том, что люди не равны, и правовая спра­ведливость, таким образом, исходит из принципа неравенства правовых притязаний различных индивидов — в зависимости от того, относятся ли они к сильным, аристократическим вер­хам или представляют собой ординарные «нули» толпы, смысл и предназначение которой — в служении «вождям» и «пасты­рям» стада. Человек сам по себе, взятый вне контекста его слу­жения верхам, не обладает ни правами, ни достоинствами, ни обязанностями.

Право, по Ницше, результат войны и победы. Он восхваляет «правовой инстинкт» древних: «Победителю принадлежит по­бежденный с женой, детьми, всем имуществом. Сила дает пер­вое право, и нет права, которое в своей основе не являлось бы присвоением, узурпацией, насилием».

Отвергая прочие трактовки естественного права, Ницше вместе с тем стремится выдать именно свои представления о праве войны и победителя, аристократически-кастовом право­порядке и т. д. за подлинное естественное право.

С позиций такого правопонимания он отмечает, что, подоб­но праву необходимой обороны, следует признать и право необ­ходимой агрессии. Право победителя в войне тем самым резю­мирует борьбу различных воль к власти и служит основой ари­стократического правопорядка.

Если по своим истокам право есть право войны, то устояв­шееся право, право в обстановке сформировавшегося правопо­рядка фиксирует результаты войны различных воль к власти и, следовательно, предполагает некое соглашение, некоторый до­говор борющихся сил. «Без договора, — писал Ницше, — нет права». В этом смысле право характеризуется им как признан­

П.Ницше

729

ная и засвидетельствованная власть. К договору о праве (правах и долге) и его соблюдению ведут соображения разума, страха и осторожности. В соответствии с договорным правом наш долг — это права других на нас, а наши права — та доля нашей силы, которую другие не только признали, но и охраняют.

Ницше воспевает аристократические правовые институты греков героического времени, восхищается «арийской гуманно­стью» законоположений Ману, авторитетом закона кастового строя. «Кастовый порядок, высший доминирующий закон, — писал он, — есть лишь санкция естественного порядка, естест­венной законности первого ранга, над которой не имеет власти никакой произвол, никакая «современная идея».

Отход от аристократических стандартов также и в сфере права квалифицируется им как декаданс и нигилизм, вырожде­ние «здоровых» правовых инстинктов в стадные. Современные ему либеральные и демократические идеи, установления и за­коны он резко критиковал как «стадное законодательство», рас­считанное на средний сорт людей и направленное против ис­ключений.

С позиций аристократической переоценки всех ценностей и поиска путей к будущему строю новой аристократии Ницше отвергал политику современных ему европейских государств как мелкую политику взаимной вражды и розни европейцев. К разряду этой национально ограниченной мелкотравчатой по­литики Ницше причислял и бисмарковскую политику, которой одно время (в начале 70-х гг.) он сам увлекался. Скептически и иронически относясь первоначально к идее «большой полити­ки», Ницше в дальнейшем пользовался этим понятием как для критики современного ему политического состояния, так и для освещения политических контуров грядущего будущего — по­литики в XX в.

Время мелкой политики, пророчествовал Ницше, прошло: следующее, двадцатое столетие будет временем большой поли­тики — борьбы за мировое господство, невиданных ранее войн. Вокруг понятия политики будет развязана духовная война, и все покоящиеся на лжи политические образования старого об­щества будут взорваны. Открыто связывая такую судьбу гряду­щего со своим именем, Ницше считал, что именно с него начи­нается большая политика.

Обосновывая свои представления о будущем, Ницше пола­гал, что, с одной стороны, демократическое движение в Европе