Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
История политических и правовых учений.docx
Скачиваний:
22
Добавлен:
12.07.2019
Размер:
1.91 Mб
Скачать

396

Глава 13. Эпоха европейского Просвещения

обстоятельств. Не самое последнее среди них — как раз прояв­ленное якобинцами в теории и на практике «величайшее пре­небрежение» правовыми началами социальной жизни.

  1. Французский социализм

XVIII век в Европе намного превзошел два предшествовав­ших ему столетия по количеству и уровню появившейся в этот век социалистической литературы разного рода. Из работ, но­сящих собственно теоретический характер, несомненно выде­ляются вышедшие во Франции «Кодекс природы, или Истин­ный дух ее законов» (1755 г.), автором которого считается Мо- релли, и сочинения Г. Мабли: «О правах и обязанностях гражданина», «О законодательстве, или Принципы законов» и др. Оба писателя стояли на позициях отрицания частной собст­венности и всего с нею связанного и полагали идеальным строй, основанный на общности имуществ.

Главный труд Морелли — «Кодекс природы» — крупная ве­ха в истории социалистических учений. Среди многих иных за­коноположений в нем излагаются также «Законы о форме правления, долженствующие предупредить всякую тиранию» и «Законы об управлении». На будущее Морелли планирует сле­дующее административное (и экономическое) деление страны: провинции, города, трибы (роды, части городов), семьи. Ос­новная структура публичной власти складывается, согласно «Кодексу природы», так. Каждый член семейства по достиже­нии 50 лет становится членом сената своего города («Частного сената») и пользуется в делах управления городом правом со­вещательного и решающего голоса. Из состава городских сена­торов образуется ежегодно обновляемой Верховный сенат. «Частным сенатам совместно с Верховным сенатом будет при­надлежать вся политическая власть; это значит, что они будут в определенной форме и без осуждения приказывать то, что! формально предписывается законами». Функция же непосред­ственно Верховного сената — осуществлять надзор за тем, что­бы решения и регламенты каждого города не противоречили государственным законам и чтобы принимаемые меры поли­цейского и хозяйственного характера разумно соответствовали распределительным и иным законам.

Кроме системы сенатов предусматривается целая иерархия начальников разного ранга, в частности начальника трибы, на-

10. Французский социализм

397

чальника города, начальника провинции, наконец, главы госу­дарства (нации). Своеобразен порядок занятия таких начальни­ческих должностей. Каждая семья поочередно дает начальника своей трибе, и он остается на этом посту пожизненно. Каждый начальник трибы поочередно в течение года исполняет обязан­ности начальника города. На тех же условиях каждый город да­ет начальника своей провинции. «Каждая провинция поочеред­но дает пожизненного главу всего государства». Обязанность главы государства — следить согласно приказам Верховного се­ната за соблюдением законов и решений, к ним относящихся, осуществлять общее управление производством и распределе­нием, поддерживать в государстве порядок и единообразие. «Начальники городов под властью начальников провинций, а эти последние под властью главы государства будут исполнять в своих областях те же функции, какие он исполняет для всего государства».

В рассуждениях Морелли по поводу политических институ­тов и норм, предназначенных гарантировать нацию от рециди­ва тирании, нетрудно обнаружить умолчание относительно сис­темы выборов. Это умолчание не случайно. Мыслителю кажет­ся, что выборность нарушает принцип равенства, поскольку в обществе равных все в одинаковой степени достойны быть из­бранными. Тут хорошо видно, к каким странным выводам спо­собна приводить абсолютизация того или иного принципа. В данном конкретном случае — принципа равенства. Понятно намерение Морелли включить в процесс отправления публич­но-властных функций весь народ, обосновать демократию как «естественную» государственную форму, единственно приемле­мую для общества, где «ничто не будет принадлежать отдельно или в собственность кому бы то ни было, кроме тех вещей, ко­торые каждый употребляет для удовлетворения своих потребно­стей, для удовольствий или для своего повседневного труда». Беспрепятственное и безбоязненное использование каждым то­го, что может удовлетворить его естественные и, следовательно, законные желания, составляет, по Морелли, истинную полити­ческую свободу человека. Но такой свободы просто не может быть, если отсутствуют подобающие публично-властные и юри­дические механизмы ее реализации. Как раз этим механизмам плохо везет в «Кодексе природы».

«Образцовый порядок, без путаницы, без замешательства» Морелли строит в обход принципа выборности, с признанием