Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
История политических и правовых учений.docx
Скачиваний:
22
Добавлен:
12.07.2019
Размер:
1.91 Mб
Скачать

298

Глава 11. Голландия в XVII в.

«О праве войны и мира. Три книги, в которых объясняются ес­тественное право и право народов, а также принципы публич­ного права» (1625). Политико-правовые взгляды Гроция изло­жены и в таких работах, как трактат «О праве добычи» (его часть под названием «Свободное море, или О праве, принадле­жащем голландцам в области торговли с Индией» была опубли­кована в 1609 г.), «О древности и строе Батавской республики» (1610), «Введение в изучение права Голландии» (1631) и др.

Для Гроция как одного из ранних представителей формиро­вавшегося буржуазного «юридического мировоззрения» сущест­венный интерес представляли как теоретическое обоснование того нового правопонимания, которое соответствовало бы со­циально-историческим реалиям эпохи перехода от феодализма к капитализму и утверждения буржуазного общества, так и сис­тематическая научная разработка на базе такого правопонима- ния основных начал, принципов и форм внутригосударствен­ной жизни и международного общения. Стремление к последо­вательно юридическому рассмотрению проблем общества, государства, внутренней и внешней политики ярко проявляется и в том, что также и проблемы войны и мира (столь злободнев­ные в обстановке Тридцатилетней войны, когда появился в свет основной труд Гроция) ставятся и решаются Гроцием именно в правовой плоскости, с позиций юриспруденции, а не науки о политике.

Обосновывая свой юридический подход к освещаемой тема­тике, Гроций подчеркивал, что он воздерживается от вопросов, «как предпочтительнее поступать в различных обстоятельствах по соображениям целесообразности, ибо эти вопросы составля­ют предмет специальной науки — политики, которую Аристо­тель излагает совершенно особо, не примешивая к ней ничего постороннего; иначе поступает Боден, у которого эта наука со­четается с наукой нашего права. Однако в некоторых местах я упоминаю о том, что полезно, но лишь мимоходом, с тем что­бы провести яснее отличие этого вопроса от вопросов о спра­ведливости».

Таким образом, по Гроцию, предмет юриспруденции — это вопросы права и справедливости, а предмет политической нау­ки — целесообразность и польза.

Для того чтобы придать юриспруденции «научную форму», согласно Гроцию, необходимо тщательно отделить то, «что воз­никло путем установления, от того, что вытекает из самой при­

2. Гроций

299

роды», ибо в научную форму может быть приведено лишь то, что вытекает из природы вещи и всегда пребывает тождествен­ным самому себе (т. е. естественное право), тогда как то, что возникло путем установления (в частности, установление госу­дарства путем договора, волеустановленные формы права — бо­жественное право, государственные законы, право народов), изменчиво во времени, различно в разных местах и, подобно всем остальным единичным вещам, лишено какой-либо науч­ной системы. Поэтому, отмечал Гроций, в юриспруденции сле­дует различать «естественную, неизменную часть» и «то, что имеет своим источником волю».

Подобные устремления Гроция — при всей специфике его позиции, подхода и словаря — по своему теоретико-концепту­альному и логическому смыслу созвучны современным поис­кам именно в системе права отправных научных основ и исход­ных принципов для систематизации и теоретической разработ­ки законодательства.

В соответствии с таким пониманием предмета юриспруден­ции существенное значение Гроций придавал предложенному еще Аристотелем делению права на естественное и волеуста- новленное.

Естественное право при этом определяется им как «предпи­сание здравого разума». Согласно этому предписанию то или иное действие — в зависимости от его соответствия или проти­воречия разумной природе человека — признается либо мо­рально позорным, либо морально необходимым. Естественное право, таким образом, выступает в качестве основания и крите­рия для различения должного (дозволенного) и недолжного (недозволенного) по самой своей природе, а не в силу какого- либо волеустановленного (людьми или Богом) предписания (дозволения или запрета).

Естественное право, согласно Гроцию, — это и есть «право в собственном смысле слова», и «оно состоит в том, чтобы пре­доставлять другим то, что им уже принадлежит, и выполнять возложенные на нас по отношению к ним обязанности». Ис­точником этого права в собственном смысле (т. е. естественно­го права, которое вместе с тем и есть справедливость) является, согласно Гроцию, вовсе не чья-либо выгода, интерес или воля, а сама разумная природа человека как социального существа, которому присуще стремление к общению (общительность), «но не всякая общительность, а именно стремление к спокой­