Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
История политических и правовых учений.docx
Скачиваний:
22
Добавлен:
12.07.2019
Размер:
1.91 Mб
Скачать

6. К. А. Неволин

579

причине, что все они были патриотами своего народа и отече­ства. Их объединяло, по крайней мере в начальный период, ре­шительное осуждение крепостного рабства и административно­судебного произвола, а также боязнь того, что если перемены не придут сверху, то переворот явится снизу. В этом отноше­нии они близки в отдельных пунктах своих политических про­грамм и декабристам, и народникам. Так, существовавшая в 1845—1847 гг. в Киеве тайная религиозно-политическая орга­низация (Кирилло-Мефодиевское общество) унаследовала от декабристов идею республиканизма и сближалась со славяно­филами в провозглашении христианского учения исходным на­чалом и основанием для «правления, законодательства, права собственности и просвещения».

После реформ 60-х гг. острота разногласий между славяно­филами и западниками утратила свое былое значение. Славя­нофильство эволюционировало в сторону почвенничества и сблизилось во многом с консервативными противниками ре­форм, однако значительная часть их ожиданий и надежд в от­ношении русской общины была воспринята идеологами «рус­ского социализма» (Герцен, Чернышевский и др.). Для славя­нофильства 70—80-х гг. характерны известная инертность и идейный догматизм. В этот период они становятся критической мишенью для русских марксистов и наиболее дальновидных консерваторов. Константин Леонтьев, один из наиболее та­лантливых выразителей трагизма социальной и политической ситуации в пореформенной России, склонный в какой-то мо­мент даже к «монархическому социализму», заметил однажды в отчаянии: «Аксаков во время пожара читает благородную лек­цию о будущей пользе взаимного страхования любви». В XX в. вопрос о самобытности русской истории вновь актуализировал­ся в связи с социалистическим экспериментом, и, таким обра­зом, вопрос Хомякова и Киреевского о том, «что такое Россия, в чем ее сущность, призвание и место в мире» (Н. А. Бердяев), получил новые истолкования и новые оценки.

  1. К. А. Неволин

Константин Алексеевич Неволин (1806—1855) — выдающийся русский юрист, один из создателей юридической науки в Рос­сии. Он внес существенный вклад в формирование основ оте­чественной теории, философии и истории права, всемирной

580

Глава 17. Россия в XIX в.

истории правовой и политической мысли, всеобщей истории права, гражданского права и некоторых других юридических дисциплин. Многое им сделано и в таких важных областях пра­вовой жизни страны, как совершенствование и кодификация российского права, организация и развитие юридического об­разования, подготовка квалифицированных юристов — теоре­тиков и практиков.

После окончания Московской духовной академии молодой Неволин был направлен в Санкт-Петербург, где под руковод­ством М. М. Сперанского изучал теорию и практику законове­дения. В 1829 г. он вместе с несколькими своими однокашни­ками был направлен для продолжения юридического образова­ния под «главным руководством» Ф. Савиньи в Берлинский университет, где до 1832 г. изучал энциклопедию и философию права, историю и теорию государственного права, а также рим­ское, германское, прусское и международное право. Он слушал лекции Г. Гегеля, Ф. Савиньи и других знаменитых ученых. По возвращении в Россию он продолжил под началом Сперанско­го свои занятия вопросами законоведения, а в 1835 г. защитил диссертацию по теме «О философии законодательства у древ­них» и получил ученую степень доктора права. С 1835 по 1843 г. Неволин — профессор, а затем и ректор университета в Киеве, а 1843—1845 гг. он профессор университета в Санкт-Пе­тербурге, а потом одновременно и профессор Императорского училища правоведения. В 1853 г. Неволин был избран членом- корреспондентом Академии наук по Отделению русского языка и словесности.

В киевский период творчества Неволина был опубликован его главный труд общетеоретического характера — двухтомная «Энциклопедия законоведения» (1839—1840). В 1851 г. в Санкт-Петербурге увидела свет другая его фундаментальная ра­бота — трехтомная «История российских гражданских зако­нов», в которой разработаны основы российской научной ци­вилистики.

Под законоведением Неволин имеет в виду юриспруденцию, т. е. всю юридическую науку в целом. Общий предмет законо­ведения — законы. Различные науки законоведения (отдельные юридические науки) изучают этот общий предмет с разных сто­рон. С учетом этого Неволин выделяет в структуре юриспру­денции различные «разряды» наук законоведения и составные части.

6. К. А. Неволин

581

Весьма важное концептуально-правовое значение имеет классификация наук по критерию «различия источников наше­го познания о законах». По данному критерию Неволин делит законы на естественные и положительные. Из такого деления следует, что и законоведение состоит из двух частей: 1) из фи­лософии законодательства, предмет которой — естественные законы (естественное право), и 2) из положительного законове­дения, предмет которого — положительные законы (позитив­ное право). Соответствующие названным двум частям две груп­пы наук законоведения — это, согласно Неволину, 1) история философии законодательства, завершением которой является «современный философский взгляд на предметы законодатель­ства», и 2) история положительного законодательства (внешняя история, излагающая формы законов, и внутренняя история, излагающая содержание законов), которая «непосредственно переходит в науки законодательства действующего».

Подобное деление законоведения на части и соответствую­щие группировки наук законоведения Неволин проводит и по целому ряду других критериев. Например, по критерию «разли­чия прав и обязанностей, определяемых или охраняемых зако­ном», он выделяет, с одной стороны, науки о законах государ­ственных, гражданских и союза народов (т. е. международных), а с другой — науки о законах определительных и охранитель­ных.

Особое место в системе законоведения занимает такая от­дельная юридическая наука, как энциклопедия законоведения, предмет которой — «обзор всех наук законоведения в общей их связи». Она, по Неволину, состоит из двух частей: общей и осо­бенной. В первой части определяется общий предмет законове­дения — законы и устанавливается общий состав наук законо­ведения. Во второй части содержится систематический обзор этого состава различных юридических наук.

Энциклопедия законоведения Неволина — это «теория нау­ки законов», согласно которой целостность юриспруденции и связь между отдельными юридическими науками «основывает­ся на единстве их предмета». В концептуально сжатой форме она излагает всю теорию и методологию юриспруденции в це­лом и ее составных частей. Благодаря этому в процессе изуче­ния юриспруденции энциклопедия законоведения выступает не только как вводная, но и как завершающая учебная дисципли­на. Неволин постоянно подчеркивал необходимость энцикло­