Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
История политических и правовых учений.docx
Скачиваний:
22
Добавлен:
12.07.2019
Размер:
1.91 Mб
Скачать

362

Глава 13. Эпоха европейского Просвещения

«земными богами» ив то же самое время превозносит монар­хию, объявляя ее наилучшей формой государства. Вслед за Пу- фендорфом он отметает посягательства церкви и государства на духрвную свободу личности, горячо протестует против судебно­го преследования инаковерующих и инакомыслящих. Наряду с этим он же в угоду светским и духовным феодалам рекомендует высылать еретиков за пределы государства. Рассматривая нор­мы права прежде всего как адресованные государем своим под­данным обязательные для исполнения приказы, Томазий одно­временно говорит и о согласии народа как о необходимой предпосылке самой княжеской власти и о праве народа бороть­ся против допускаемых ею очевидных несправедливостей.

В отдаленнейшей перспективе столетий предвидел Томазий истинную человеческую общность, в которой без всяких помех воцарится полное счастье. Отмена частной собственности, под­готовленная бесконечным моральным совершенствованием лю­дей, распахнет, как казалось Томазию, двери в этот идеальный строй.

  1. Вольф

Под влиянием идей С. Пуфендорфа, Г. Лейбница и X. Тома-, зия складывались государственно-правовые взгляды выдающе­гося энциклопедиста немецкого Просвещения Христиана Воль­фа (1679—1754). Лейтмотив вольфианского социального уче­ния — тезис о влечении человека к счастью. Бог вдохнул в людские души тягу к совершенствованию. Она заставляет делать добро, избегать зла и предпочитать лучшее худшему. Соблюдать эти обязанности — естественный закон поведения людей.

В многотомном труде X. Вольфа «Естественное право, изло­женное научным методом» (1740—1748) проводится такая об­щая мысль: обязанностям человека корреспондируют права, дозволяющие то, что необходимо для осуществления упомяну­тых обязанностей. Позитивные законы представляют собой осязаемое выражение естественного закона, и потому содержа­щиеся в них права индивида тоже надо понимать лишь как оп­ределенную меру свободы, нужную для исполнения обязанно­сти. Эта интерпретация смысла положительных законов Воль­фом играла на руку государям, которые были заинтересованы в том, чтобы отмерять своим подданным свободу такими пор­циями, которых хватало бы только для реализации их долга пе­