Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
История политических и правовых учений.docx
Скачиваний:
22
Добавлен:
12.07.2019
Размер:
1.91 Mб
Скачать

198

Глава 9. Эпоха Возрождения и Реформации

сударственных, продолжили разработку, хотя и в своеобразном ключе, проблем права и закона, природы публичной власти, общественного договора, народного суверенитета и др. Тем са­мым они тоже так или иначе содействовали расширению зна­ния об этих фундаментальных проблемах науки о государстве и праве, способствовали привлечению к ним обостренного вни­мания своих современников, последующих покодений полити­ческих мыслителей и правоведов.

  1. Альтузий

На излете эпохи Возрождения и Реформации европейский резонанс получило сочинение «Политика, изложенная методи­чески и проиллюстрированная примерами сакральными и мир­скими» (1603). Оно вышло из-под пера крупнейшего немецкого политического мыслителя рубежа XVI—XVII вв. Иоганна Альту- зия (1557—1638). Горячий приверженец кальвинизма и защит­ник реформатской церкви, Альтузий был не только кабинет­ным ученым. Ряд лет он избирался синдиком (градоначальни­ком) голландского города Эмдена. Знание о политике он черпал не из одних лишь книжных источников: многое приоб­реталось им также из анализа собственной практической дея­тельности на публично-властном поприще.

Разделяя теологические постулаты Реформации, Альтузий верил в то, что последнее слово в решении судеб Вселенной, судеб людей остается за праведным Богом, за божественным провидением. Но это не воспрепятствовало успешному осуще­ствлению немецким мыслителем (разумеется, успешному при­менительно к социально-историческим и духовно-культурным условиям Западной Европы начала XVII в.) попытки создать научную, рационально упорядоченную теорию политики и представить в логически систематизированном виде всю сферу права.

Свою концепцию политики Альтузий формулирует так: «Политика есть искусство, благодаря которому люди организу­ют, обустраивают и оберегают свое совместное существование. Отсюда ее название «Симбиотика» — искусство совместной жизни». Эта жизнь складывается и протекает по своим собст­венным, специфическим правилам. Поэтому изучать и прово­дить политику надлежит без привнесения в нее соображений

7. Альтузий

199

философского (этического), теологического и юридического характера, без апелляции к добродетели, благочестию и праву.

С точки зрения Альтузия, исключительно политика (и ника­кая другая дисциплина) призвана заниматься проблематикой высшей власти в государстве — «публичном всеобщем союзе». Такая власть изначально присутствует в человеческом общежи­тии, разделяя людей на властвующих и подвластных. Данное разделение неотменимо, ибо оно вытекает из самой природы человека. В вопросе о распределении власти в обществе, о ее собственниках, носителях, пользователях Альтузий занимает совсем иную позицию, чем, например, его старший современ­ник Ж. Боден. Альтузий твердо убежден в том, что высшей вла­стью в государстве, суверенитетом обладает только и единст­венно весь народ страны. Высшая власть есть безраздельная собственность народа, «и никто никогда не может претендовать на нее в качестве отдельного лица». Тот же, кто стремится узур­пировать принадлежащий народу суверенитет, рискует стать са­мозванцем или даже тираном.

Отношение народа к тем, кто властвует в государстве, долж­но, по Альтузию, выстраиваться примерно так, как в кальвини­стской церкви строится отношение между паствой (мирянами) и пастырями (священнослужителями). Известно, что Ж. Каль­вин считал церковь одним целостным обществом всех верую­щих: руководители церкви, избираемые верующими, действуют лишь в силу и в пределах полученных от паствы полномочий. На подобный манер и правители в государстве по договору с народом получают от него ряд прерогатив. В конечном счете тот же народ дает полномочия отдельным лицам или коллегиям на отправление ими тех или иных публично-властных функ­ций.

Альтузий ясно сознавал, что и такая форма организации го­сударства не исключает вероятности злоупотреблений властью. Они превращаются в скверную реальность, когда управители переходят за границы им отведенного: во-первых, совершают то, что запрещено Богом; во-вторых, ищут от выполнения пре­доставленных им полномочий своей личной, собственной вы­годы, а не действуют ради достижения общего блага. Чтобы предотвращать и пресекать злоупотребления властью, Альтузий проектирует создание института эфоров, должностных лиц, не­посредственно избираемых народом и обязанных прежде всего охранять и защищать свободы и права народа. Допускается и