Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
История политических и правовых учений.docx
Скачиваний:
22
Добавлен:
12.07.2019
Размер:
1.91 Mб
Скачать

Глава 20. Россия в XX в.

нем между «публичным» и «частным» правом не может быть абсолютным и резко отчетливым...» (Духовные основы общест­ва. Общественная функция права).

Среди деятелей русского зарубежья особое место занимает Петр Бернгардович Струве (1870—1944), стоявший у истоков российской социал-демократии и эволюционировавший от ле­гального марксизма к государственническому либерализму в духе К. Д. Кавелина и Б. Н. Чичерина.

В статье из сборника «Вехи» и в сборнике собственных ста­тей «Патристика» он развивал идеи об особой культурной роли интеллигенции, ее взаимодействии с государством, а также о роли государственности с ее мощью и дисциплиной в деле формирования нового политического и культурного сознания русского человека, в состав которого входит также «идея права и прав».

Своеобразие политической действительности России после Манифеста 17 октября и создания Государственной думы со­стояло, по оценке Струве, в том, что «конституция существует в праве только в законе и отсутствует в правосознании правя­щих; конституция отсутствует в жизни, в том политическом воздухе, которым дышит обыватель внутри страны, и она несо­мненно присутствует в том политическом воздухе, которым, как член международной семьи, дышит все государство». При этом недовольство самодержавным абсолютизмом выросло до такой степени, что, по мнению Струве, конституционализм стал, по сути, народной идеей.

Крушение монархии обнаружило «чрезвычайную слабость национального сознания в самом ядре Российского государст­ва, в широких массах русского народа». В этом был повинен «старый порядок» с его систематической борьбой против обра­зованных элементов нации, с его безответственной бюрократи­ей и с таким официальным национализмом, который «не соби­рает, дробит государство». А между тем, по мнению Струве, го­сударство есть такой «организм», который во имя культуры подчиняет народную жизнь началу дисциплины — основному условию государственной жизни.

По характеристике Струве, «культура есть то, что народу да­ет бытие, а государству — смысл и оправдание». Еще в первой своей монографии «Критические заметки к вопросу об эконо­мическом развитии России» (1894), отмеченной духом преодо­ления марксизма, он призывал «пойти на выучку к капитализ­

6. Политико-правовые учения юристов русского зарубежья 889

му», с тем чтобы содействовать культурному росту на Родине. После Февральской революции он уже призывает придать но­вой государственности незыблемую основу «культурно-обосно­ванного патриотизма» и организует в мае 1917 г. «Лигу русской культуры». После Октябрьской революции он переживает все тяготы гражданской войны и скитаний на чужбине (Белград, Париж).

Критикуя режим коммунистического правления и хозяйст­вования, Струве ратовал не за реставрацию старого режима, ко­торую он считал невозможной, а за установление действитель­но нового порядка с «прочно огражденной свободой лица и сильной правительствующей властью».

Питирим Александрович Сорокин (1889—1968) — известный социолог, исследователь истории культуры, теории права и го­сударства, проблем уголовного права и криминологии. Родился в д. Турья, Яренского уезда, Вологодской губернии. Окончил петербургский Психоневрологический институт и Петербург­ский университет. Магистрант уголовного права и доктор со­циологии. Преподавал в Петроградском университете, где чи­тал первый в нашей стране систематический курс социологии. После вынужденной эмиграции читал лекции в университетах Миннесоты и Гарвардском. Автор около 40 книг, классически­ми из которых стали «Современные социологические теории»

  1. и «Социальная и культурная динамика. Исследование смены основных систем» в четырех томах (1930—1937).

В области правоведения имя Сорокина связано с оформле­нием русской школы социологии уголовного права и кримино­логии. Его интересы простирались также в область теории пра­ва и государства, философии, психологии, этики и истории. В социологию он перешел после крупных изысканий в области криминологии. В 1914 г. выходит его фундаментальная работа «Преступление и кара, подвиг и награда. Социологический этюд об основных формах общественного поведения и морали». Все формы поведения Сорокин делил на три группы: дозволенные, запрещенные и рекомендованные.

Обозревая исторический опыт разных народов, он выводит «историческую тенденцию прогрессирующей быстроты эволю­ции и постепенного падения санкций, кривой кар и наград» и подтверждает свой вывод ссылками на результаты анализа раз­личных источников права. Среди них — Библия, Авеста, Ко­ран, а также Законы Ману, Хаммурапи. В давнем споре юриди­