Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
История политических и правовых учений.docx
Скачиваний:
22
Добавлен:
12.07.2019
Размер:
1.91 Mб
Скачать

306

Глава 11. Голландия в XVII в.

ляет Гроций и «смешанную войну», в которой сочетаются эле­менты двух первых типов войн.

Война как таковая, согласно Гроцию, не противоречит есте­ственному праву: «по природе каждый является защитником своего права, для чего нам и даны руки». Не запрещена война также божественными законами и правом народов. Но это во­все не означает, что все войны справедливы. Различая войны справедливые и несправедливые, Гроций в духе своего юридиче­ского подхода к данной проблематике подчеркивал, что «спра­ведливой причиной начала войны может быть не что иное, как правонарушение». К справедливым он, в частности, относил войны оборонительные, войны для сохранения целостности го­сударства, защиты имущества.

Несправедливые войны (войны захватнические, войны в це­лях овладения чужим имуществом, покорения других народов) представляют собой противоправное состояние (нарушение требований естественного права, божественных законов, поло­жений права народов). Зачинщики несправедливой войны, подчеркивал Гроций, «обязаны к возмещению за содеянное их силами или по их совету». Они ответственны за все то, чем со­провождается война, и за ее последствия.

В целом для всего учения Гроция о войне и мире весьма ха­рактерен миротворческий пафос. Показательны в этой связи и его суждения о том, что «войны ведутся ради заключения мира» и что мир является «конечной целью войны».

Учение Гроция о праве войны и мира было ориентировано на формирование нового типа мирового сообщества, основан­ного на рационально-правовых принципах равенства, сотруд­ничества и взаимности в отношениях между всеми людьми, на­родами и государствами, на идее единого международного пра­вопорядка, добровольно устанавливаемого и последовательно соблюдаемого суверенными государствами.

Огромный вклад Гроция в разработку новой светской док­трины права международного общения дал основание для име­нования его «отцом международного права».

Существенное влияние на последующее развитие политико - правовой мысли и формирование теоретических основ нового светского «юридического мировоззрения» оказало учение Гро- ция о естественном и внутригосударственном праве, о договор­ном происхождении государства и волеустановленных форм права.

3. Спиноза

307

  1. , Спиноза

Новый, рационалистический подход к проблемам общества, государства и права получил свое дальнейшее развитие в твор­честве великого голландского философа и политического мыс­лителя Баруха (Бенедикта) Спинозы (1632—1677).

Его политико-правовые взгляды изложены в «Богословско- политическом трактате» (i670), «Этике, доказанной геометри­ческим методом» (1675) и «Политическом трактате» (1677).

Единственно подходящим, адекватным способом рацио­нального познания природы, где все совершается по необходи­мости, является, согласно Спинозе, дедуктивно-аксиоматиче­ский математический («геометрический») метод. Правда, при рассмотрении проблем государства и права он стремился в оп­ределенной мере учесть специфику данной предметной области познания. Так, он делил все «постижимые вещи» на те, что «за­конно доказываются», и те, которые принимаются на основе «моральной достоверности», хотя они «никак не могут быть до­казаны». В этой связи он отмечал, что, например, теоремы Эвклида всеми постигаются и без доказательств, а затем и до­казываются, а «права, постановления и нравы я зову постижи­мыми и ясными, хотя они не могут быть доказаны математиче­ски».

Законы природы он характеризовал как «решения Бога, от­крытые естественным светом», т. е. раскрытые человеческим разумом, а не данные в Божественном откровении. Вместе с тем законы и правила природы, по которым извечно все проис­ходит, это «сила и могущество действия» самой природы.

На таком понимании законов природы строится и трактовка Спинозой естественного права, поскольку человек — это час­тичка природы и на него, как и на всю остальную природу, распространяются все естественные закономерности и необхо­димости. «Итак, — писал Спиноза, — под правом природы я по­нимаю законы или правила, согласно которым все совершает­ся, т. е. самую мощь природы. И потому естественное право всей природы и, следовательно, каждого индивида простирает­ся столь далеко, сколь далеко простирается их мощь».

Естественное право запрещает только то, чего никто не же­лает и чего никто не может. По природе и по естественному праву люди — враги, и их естественно-правовые взаимоотно­шения в оценке Спинозы по существу совпадают с гоббсовской