Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
История политических и правовых учений.docx
Скачиваний:
22
Добавлен:
12.07.2019
Размер:
1.91 Mб
Скачать

532

Глава 16. Германия в конце XVIII — начале XIX в.

Государство как нравственное целое в трактовке Гегеля — не агрегат атомизированных индивидов с их обособленными пра­вами, не мертвый механизм, а живой организм. Поэтому у Ге­геля речь идет не о свободе, с одной стороны, индивида, граж­данина, а с другой стороны — государства, не о противостоя­нии их автономных и независимых прав и свобод, но об органически целостной свободе — свободе государственно-ор­ганизованного народа (нации), включающей в себя свободу от­дельных индивидов и сфер народной жизни.

В гегелевском разумном государстве диалектически иерар- хизированная система прав и свобод индивидов, их объедине­ний, общества, государства и его органов функционирует как органический процесс: диалектическому «снятию» абстрактно­го в конкретном соответствует соподчиненность отдельного ор­гана организму в целом, а моменту «удержания» — функцио­нальная роль такого органа в контексте всего организма. В то же время все отношения в гегелевской концепции правового государства-организма опосредованы правом, носят правовой характер.

Различные трактовки государства в гегелевской философии права: государство как идея свободы, как конкретное и высшее право, как правовое образование, как единый организм, как конституционная монархия, как «политическое государство» и т. д. — являются взаимосвязанными аспектами единой идеи государства.

В философии права Гегеля античная мысль о полисном правлении (о полисе-государстве как высшей и совершенной форме общения) синтезируется с доктриной «господства пра­ва»; результатом этого синтеза и является гегелевская концеп­ция правового государства. Поскольку у Гегеля само государст­во есть правовое образование (конкретное право), а различные права и свободы действительны лишь на базе и в рамках госу­дарства, гегелевская концепция права и государства представ­ляет собой специфический этатистский вариант буржуазной доктрины «господства права». Подобно тому как у Аристотеля только полисная форма общности обеспечивает справедливость и право (право как норма политической справедливости), так и у Гегеля свобода, право, справедливость действительны лишь в государстве, соответствующем своей идее.

Гегелевская этатистская версия правового государства суще­ственно отличается как от концепций демократизма (суверени­

5. Гегель

533

тет народа и т. д.) и либерализма (индивидуализм, независи­мость или даже приоритет прав и свобод личности в соотноше­нии с правами государства и т. д.), так и от различных архаических и новейших деспотических и тоталитарных форм правления, в которых господствуют произвол и насилие, а не конституция, право и закон.

Согласно Гегелю, античное представление о государстве у Платона, Аристотеля субстанциально, но лишено момента субъ­ективности воли и индивидуальной свободы, в воззрениях же Руссо, напротив, отсутствует субстанциальный взгляд на госу­дарство. Гегелевский синтез субъективной и объективной воли, субстанциального и индивидуального начал исходит из того, что государство как субстанциальное нравственное целое, первич­ное по отношению к своим составным моментам, и есть разум­ная в себе и для себя всеобщая воля. Однако этот синтез в целом осуществлен в гегелевской концепции путем подчинения госу­дарству других субъектов социальной и политической жизни.

Идея государства, по Гегелю, проявляется трояко: 1) как не­посредственная действительность в виде индивидуального госу­дарства; речь тут идет о государственном строе, внутреннем го­сударственном праве; 2) в отношениях между государствами как внешнее государственное право и 3) во всемирной истории.

Государство как действительность конкретной свободы есть индивидуальное государство. В своем развитом и разумном ви­де такое государство представляет собой, согласно гегелевской трактовке, основанную на разделении властей конституционную монархию.

Тремя различными властями, на которые подразделяется политическое государство, по Гегелю, являются: законодатель­ная власть, правительственная власть и власть государя.

В своей теоретической разработке этих проблем Гегель, в целом соглашаясь с идеей своих предшественников Локка и Монтескьё, считает надлежащее разделение властей в государ­стве гарантией публичной свободы. Вместе с тем он расходится с ними в понимании характера и назначения такого разделения властей, их состава и т. д.

Так, Гегель считает точку зрения самостоятельности властей и их взаимного ограничения ложной, поскольку при таком подходе как бы уже предполагается враждебность каждой из властей к другим, их взаимные опасения и противодействия. Он выступает за такое органическое единство различных властей,