Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
История политических и правовых учений.docx
Скачиваний:
22
Добавлен:
12.07.2019
Размер:
1.91 Mб
Скачать

700

Глава 18. Западная Европа в XIX в.

власти и решать задачи, обусловливаемые продолжающейся классовой борьбой, сопротивлением свергнутых классов, иско­ренением частной собственности, строительством социалисти­ческого общества.

На первой ступени коммунистической формации (при со­циализме) картина иная: средства производства уже вышли из частной собственности и принадлежат всему обществу, нет больше эксплуататорских классов, и поэтому классово-полити­ческое насилие (т. е. подавление какого-либо класса) делается ненужным; но государство на этой ступени сохраняется («госу­дарственность коммунистического общества»). Что касается ха­рактеристики Марксом политического аспекта высшего этапа коммунизма, то именно она содержит предвидение полного от­мирания государства.

В своем конспекте книги М. А. Бакунина «Государствен­ность и анархия» Маркс высказывает предположение, что с полной победой рабочего класса (ликвидацией частнособствен­нических отношений и устранением из жизни общества соци­альных антагонизмов) классовое господство пролетариата за­кончится. Но вовсе не закончится после этого бытие государст­венности. Таковая сохранится и будет функционировать. Ее характер, правда, существенным образом изменится: она утра­тит свой прежний «политической смысл». Хотя бытие государ­ственности не прекращается после полной победы пролетариа­та, тем не менее и у него есть конечный рубеж. Так же, как го­сударство «появляется только на определенной ступени развития общества, оно опять исчезнет, как только общество достигнет до сих пор еще не достигнутой ступени», — отмечает Маркс в 1881 г., конспектируя книгу Г. Мэна «Лекции по древ­ней истории институтов».

Продолжая такой ход марксовых мыслей, Энгельс формули­рует принципиальную позицию Маркса и свою по вопросу о происхождении и отмирании государства: «Итак, государство существует не извечно. Были общества, которые обходились без него, которые понятия не имели о государстве и государст­венной власти. На определенной ступени экономического раз­вития, которая необходимо была связана с расколом общества на классы, государство стало в силу этого раскола необходимо­стью. Мы приближаемся теперь быстрыми шагами к такой сту­пени развития производства, на которой существование этих классов не только перестало быть необходимостью, но стано­

8. Марксизм

701

вится прямой помехой производству. Классы исчезнут так же неизбежно, как неизбежно они в прошлом возникли. С исчез­новением классов исчезнет неизбежно государство. Общество, которое по-новому организует производство на основе свобод­ной и равной ассоциации производителей, отправит всю госу­дарственную машину туда, где ей будет тогда настоящее место: в музей древностей, рядом с прялкой и с бронзовым топором». Сегодня эти выводы и прогнозы далеко не во всем и далеко не всем представляются реалистичными.

Коммунизм, полагали Маркс и Энгельс, явит собой высоко­организованный, гармоничный и планомерно развивающийся «союз свободных людей». Как никакой другой строй до него, он будет нуждаться в едином и научно обоснованном руково­дстве важнейшими аспектами общественной жизни. Орудием такого руководства, средством упорядочения и оптимизации данной социальной структуры выступит публичная власть, ко­торая получит должное предметно-материальное и организаци­онно-техническое воплощение в системе соответствующих уч­реждений, связей и процедур.

Труд по руководству высокоорганизованным и планомерно развивающимся «союзом свободных людей» подобен труду «под давлением той внешней цели, которая должна быть осуществ­лена и осуществление которой является естественной необхо­димостью или социальной обязанностью, — как угодно». Учас­тие в труде по управлению делами общества превращается в долг, в социальную обязанность каждого трудоспособного че­ловека, ибо горстки «избранных», касты «государственных жре­цов», некогда почти целиком узурпировавших заведование пуб­личной властью, теперь нет.

Рассеивается иллюзия, будто политика, администрирование, руководство делами общества — «это какие-то тайны, транс­цендентные функции», которые могут быть доверены исключи­тельно определенному узкому кругу лиц. Рабочие, указывает Маркс, кроме своего производительного труда должны будут сами выполнять для себя еще и труд непроизводительный (в данном конкретном случае управленческий), сделав непре­менное участие в управлении «побочной функцией многих». Красивое, но иллюзорное, невыполнимое предсказание. Поли­тика, администрирование, руководство обществом нуждаются и еще очень долго, если не всегда, будут нуждаться в деятельно - сти групп специалистов, профессионалов.