Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
История политических и правовых учений.docx
Скачиваний:
22
Добавлен:
12.07.2019
Размер:
1.91 Mб
Скачать

142

Глава 8. Арабский Восток

на поддержание и защиту одной из пяти основных ценностей

шариата — религии, жизни, разума, продолжения рода и собст­венности. Нетрудно заметить, что лишь первая из этих ценно­стей непосредственно выражает богооткровенную природу ша­риата, а остальные больше подчеркивают его мирскую направ­ленность.

Взаимосвязь духовного и «земного» прослеживается также в классификации всех защищаемых шариатом интересов и прав, их делении на принадлежащие Аллаху, отдельным людям либо одновременно как Всевышнему, так и индивидам. Кроме того, важным исходным началом шариата служит конкретизация от­меченной выше идеи дозволенного и запрещенного Аллахом в делении всех поступков человека на обязательные, рекомендуе­мые, разрешенные, порицаемые и запрещенные. Причем при­менительно к религиозному и мирскому поведению преоблада­ют разные оценки. Так, шариат предъявляет строгие требования главным образом к выполнению мусульманами религиозных обязанностей и соблюдению культовых запретов, а по отноше­нию к светским делам ведущим является его стремление не об­ременять чрезмерно человека, не сковывать его жесткими огра­ничениями, в чем отражается характерная для шариата склон­ность к умеренности и неприятию крайностей.

Отмеченные цели и ориентиры шариата лежат как бы между религией, нравственностью и правом. Они свидетельствуют, что шариат — это не только религиозное явление, но и достаточно гибкая система, обращенная к земным проблемам, к реальной жизни. Закономерно поэтому, что при решении чисто мирских вопросов эти основополагающие начала, как правило, взаимо­действуют с собственно правовыми принципами, анализ кото­рых особенно важен для точного определения природы шариа­та в его соотношении с мусульманским правом.

Дело в том, что если шариат представлять, как это принято в исламской мысли, в качестве совокупности предписаний Кора­на и сунны, взятых в их буквальном выражении и в строгом со­ответствии с контекстом данных источников, то в нем можно обнаружить относительно немного положений правового харак­тера (прежде всего по вопросам брачно-семейных отношений и наследования). Вне этих рамок шариат в точном, собственном понимании заключает в себе лишь потенциальную возможность быть источником права. Такая возможность превращалась в

1. Формирование и развитие мусульманско-правовой мысли 143

действительность тогда, когда отдельные аяты Корана или хади­сы получали правовое истолкование.

Роль интерпретатора шариата играла мусульманско-право­вая доктрина (фикх). Как одна из шариатских наук, она имела выраженную религиозную направленность, что отражалось и на характере мусульманского права. Взаимосвязь религии, фикха и права закономерна. Ориентация мусульманско-правовой док­трины на основополагающие догмы ислама была неизбежна в условиях господства религиозного мировоззрения в мусульман­ском мире. Вслед за доктриной тесно связанным с религией оказалось и само мусульманское право, ведь его основным ис­точником (внешней формой) на протяжении веков была док­трина, что также объективно обусловлено: именно доктрина стала наиболее приемлемой формой, в которой религиозная идея могла взаимодействовать с правовым началом.

Открыто религиозная направленность доктрины была харак­терна для ее высшего уровня, который можно назвать филосо­фией мусульманского права, призванной обосновать исходные начала права их заданностью божественным откровением. В ча­стности, исламское правопонимание исходило из того, что в принципе право — не творение человека или государства, а выра­жение воли Аллаха. Люди в состоянии лишь находить правовые решения в общих рамках шариата. По сути, речь шла не о пра­вотворчестве в точном смысле, а о регламентарных полномочи­ях, которые и возлагаются на муджтахидов.

Вместе с тем вывод о религиозном характере исламской фи­лософии права и правосознания в целом, определявших леги­тимность мусульманского права, нельзя безоговорочно перено­сить на него самого. Тесное взаимодействие с религией опреде­ляет не столько собственную природу мусульманского права, сколько специфику его восприятия, эффективность действия, особую духовную роль. Поэтому было бы ошибкой смешивать шариат с мусульманским правом. Шариат, нередко называе­мый «божественный закон», — в целом религиозное, а не право­вое явление. Он служит общей мировоззренческой основой для мусульманского права как относительно самостоятельного фе­номена, связанного с религией прежде всего через исламское правосознание. Схематично взаимосвязь религии, доктрины и права в исламе можно представить следующим образом: Коран и сунна, т. е. религиозные предписания, составляют содержа­ние и источник шариата, который, в свою очередь, является