Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
История политических и правовых учений.docx
Скачиваний:
22
Добавлен:
12.07.2019
Размер:
1.91 Mб
Скачать

842

Глава 20. Россия в XX в.

деятельности; ряд подвижных и изменчивых конкретных задач, целей, которые обусловливаются, с одной стороны, вечными требованиями добра, а с другой — меняющимися особенностя­ми той конкретной среды, где мы должны осуществлять добро.

В подходе Трубецкого присутствует мысль о гармонизации позитивного права с естественным правом, причем естествен­ное право «звучит как призыв к усовершенствованию», играет роль движущего начала в истории. Идея естественного права, по толкованию Трубецкого, дает человеку силу подняться над его исторической средой и спасает его от рабского преклоне­ния перед существующим.

  1. П. И. Новгородцев

Павел Иванович Новгородцев (1866—1924) — известный рус­ский юрист, видный представитель либерального движения, сторонник «возрождения» естественного права. Он принимал активное участие в создании и деятельности кадетской партии, был депутатом I Государственной думы, резко отрицательно от­носился к власти большевиков, в эмиграции организовал при Пражском университете Русский юридический факультет, ко­торым руководил до конца жизни.

Политико-правовые взгляды Новгородцева находились под заметным влиянием учения Канта и неокантианцев. Одновре­менно он разделял некоторые положения гегелевской филосо­фии права, правда, не в их ортодоксальной версии, а с позиций либерализма и автономии личности. Его главные труды — «Введение в философию права. Кризис современного правосоз­нания» (1909) и «Об общественном идеале» (1917).

Подход Новгородцева к проблемам права и государства про­низан стремлением преодолеть позитивизм и утвердить нравст­венный идеализм в юриспруденции и в целом в учении об об­ществе. В основе этого нравственного идеализма лежит естест­венноправовая идея абсолютной нравственной ценности личности, которая, согласно Новгородцеву, определяет смысл и существо общественного идеала.

При обосновании «абсолютного идеала в применении к об­ласти общественных явлений», включая государство и право, Новгородцев исходным началом общественного идеала считает «принцип личности», а не «принцип общественный». Характе­ризуя общество как «союз лиц», он утверждает, что «понятие

3. П. И. Новгородцев

843

общества не имеет иного этического значения, кроме того, ко­торое оно получает от принципа личности». При этом он стре­мится к органическому единству принципа личности и общест­венного принципа: «личность и общество должны быть пред­ставлены растущими от одного корня. Таким корнем может быть только живой человеческий дух, который дает жизнь и соединениям людей в союзы».

В самой личности — если ее рассматривать не с позиций абсолютного индивидуализма и субъективного произвола, а во всей полноте ее нравственных определений, — обнаруживает­ся, по словам Новгородцева, «стремление к общему и сверхин- дивидуальному». При такой трактовке «нравственный закон понимается уже не только как норма личного поведения, но и как основа общей нравственной жизни, связывающая всех во­едино некоторой общей целью — стремлением к абсолютному идеалу».

В своем общественном проявлении личность выступает с требованиями свободы и равенства, которые «вытекают из са­мой идеи нравственного достоинства лиц». Без стремления к свободе и равенству, отмечает Новгородцев, невозможно пред­ставить себе общественный прогресс, «и неудивительно, если издавна, со времен греческой философии, в этом полагались основные требования естественного права». Но из понятия личности вытекают не только ее притязания (требования сво­боды и равенства), но и ее обязанности признавать права дру­гих лиц, причем эти общественные обязательства предъявляют­ся личности не обществом или государством, а ее собственным нравственным законом, присущим личности «стремлением к идеальной норме».

Сочетание отмеченных нравственных свойств личности (ее естественноправовых притязаний и обязанностей) определяет смысл общественного идеала. «Таким образом, — резюмирует Новгородцев, — в понятии личности одинаково берут начало как притязания ее на равенство и свободу, так и ее обязанность солидарности и единства с другими. А так как из этого единства в идее не может быть исключено ни одно лицо, но в каждом и во всех должны быть признаны те же права на равенство и сво­боду, то отсюда получается определение общественного идеала как принципа всеобщего объединения на началах равенства и свободы». Принцип личности, согласно Новгородцеву, с необ­ходимостью приводит к «идее всечеловеческой, вселенской со­