Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
История политических и правовых учений.docx
Скачиваний:
22
Добавлен:
12.07.2019
Размер:
1.91 Mб
Скачать

584

Глава 17. Россия в XIX в.

ных между собой общими нуждами и общими усилиями для удовлетворения их, есть гражданское общество». При этом Не- волин, в отличие от Гегеля, под гражданским обществом имеет в виду все исторические формы общества на разных этапах его возникновения и развития, а не только буржуазное общество (т. е. исторически наиболее развитую в ту эпоху форму общест­ва). Вместе с тем в своем определении гражданского общества Неволин использует ряд характеристик, которые по существу относятся к буржуазному гражданскому обществу в гегелевском понимании и толковании. Так, субъектами гражданского обще­ства у Неволина, как и у Гегеля, выступают самостоятельные (т. е. независимые) лица, которые в условиях разделения труда и товарно-денежных отношений преследуют свои особенные частные интересы и удовлетворяют их собственными средства­ми — произведениями собственного труда. Характеризуя члена гражданского общества, Неволин подчеркивает, что «во всех своих действиях он прямо и непосредственно имеет в виду свое частное благо».

Вопрос о «происхождении государства из гражданского об­щества» Неволин трактует по гегелевской схеме восхождения от абстрактного к конкретному: «гражданское общество переходит к государству». Государство при этом выступает как истинное основание бытия и нравственно всеобщая, неограниченная, бесконечная цель для особенных и ограниченных целей членов гражданского общества. Определение понятия государства у Неволина звучит так: «Союз лиц, которые при своих особенных целях признают целью своей деятельности еще цель нравствен­но-всеобщую — совокупность всех высших целей человеческо­го духа, есть государство». В государстве особенные цели инди­видов получают дальнейшее всестороннее развитие, при этом цель деятельности члена государства «не свое особенное благо, но всеобщее благо, благо целого».

В числе государственных органов Неволин выделяет верхов­ную государственную власть и различные подчиненные власти, предназначенные для исполнения велений верховной власти.

Верховная власть выражает и осуществляет единство госу­дарства. Она образуется и действует в сфере законодательства и управления на основе «твердого порядка», соответствующего существу государства. В этой связи Неволин в русле идей TTI Монтескьё и исторической школы права отмечает опреде­ляющее значение «духа народа»: «Образ правления в государст­

6. К. А. Неволин

585

вах никогда не бывает произведением человеческого произвола; он развивается по необходимости из самого характера и духа народа».

Законы государства выполняют две основные функции: оп­ределительную и охранительную. Первая функция состоит в том, что закон государства определяет права и обязанности членов государства друг к другу и к государству, а также права и обязанности самого государства к своим членам и к другим государствам. Вторая функция состоит в том, что закон госу­дарства устанавливает внешние меры для охранения определен­ных им прав и обязанностей. К числу охранительных относятся меры предупреждения и пресечения беспорядков, меры наказа­ния за нарушение прав, а также меры поощрения (награды) к гражданским доблестям. Главная цель наказания — восстанов­ление нарушенного закона: «Наказывая злодеяние, государство тем самым показывает его ничтожество и, обращая нарушен­ный закон против самого преступника, восстанавливает закон в прежнюю его силу».

В своих взаимоотношениях каждое государство признает са­мостоятельность и независимость других государств. В вопросе

о войне и мире Неволин придерживается гегелевского подхода: «Как государства не признают над собой никакого высшего су­дьи на земле, то для решения взаимных жалоб между ними, при безуспешности мирных отношений, остается единствен­ным средством война».

Причина разрушения государств состоит, согласно Неволи- ну, в том, что они «не вполне соответствуют своему понятию». Постепенное приближение ко все большему соответствию бы­тия государств их понятию совершается в истории. Вместе с го­сударством развиваются и его законы, в которых все полнее и определеннее выражаются начала правды (справедливости).

В своем правовом учении Неволин, различая естественные законы (естественное право) и положительные законы (пози­тивное право), отмечает, что «первые представляют всеобщую и необходимую сторону законодательства, вторые — случайную и ограниченную, первые, взятые в их совокупности, образуют идею законодательств, которые служат ее проявлением».

Соотношение естественного закона (т. е. идеи закона) и по­ложительного закона (т. е. формы внешнего проявления и вы­ражения идеи закона в законодательствах разных государств) Неволин трактует как взаимосвязь двух составных частей «во