Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
История политических и правовых учений.docx
Скачиваний:
22
Добавлен:
12.07.2019
Размер:
1.91 Mб
Скачать

314

Глава 11. Голландия в xvh в.

численного совета, избираемого из всех слоев и родов граждан на несколько лет самим государем, Спиноза подчеркивает, что первейшая обязанность этого совета — защита основных зако­нов государства, подача рекомендаций о текущих делах, выте­кающих из требований общего блага. Специально подчеркива­ется необходимость включения в этот совет знатоков права. Для отправления правосудия должен быть организован особый совет, причем его приговоры подлежат утверждению большого совета.

Аристократическая форма верховной власти, при которой власть находится у определенного числа выбранных лиц (пат­рициев), по оценке Спинозы, предпочтительнее монархии, по­скольку она в большей мере обладает абсолютным правом госу­дарства и по этой причине более приспособлена к сохранению свободы. При этой форме государства необходимо, чтобы пра­вящих (патрициев) было много. Число патрициев должно отно­ситься к численности народа примерно как один к пятидесяти.

В условиях аристократии народ не имеет никакого голоса, но поскольку он внушает страх власть имущим, то «сохраняет за собой некоторую свободу, которая хотя и не имеет прямой опоры в законе, однако молчаливо отстаивается им и оставля­ется за собою».

Свое предпочтение Спиноза отдает федеративной форме аристократической республики, в которой верховная власть со­средоточена во многих городах и, следовательно, в этом случае делится между городами — членами федерации.

Как «всецело абсолютная форма верховной власти» характе­ризуется Спинозой демократия. Отличие демократии от аристо­кратии, согласно Спинозе, состоит в следующем: если в ари­стократии правители (т. е. патриции) избираются советом (тоже патрициями), то в демократии правители определяются самим законом. Так что может случиться, отмечает Спиноза, что вер­ховный совет в аристократии будет многочисленнее, чем вер­ховный совет в демократии, если в последней закон, опреде­ляющий круг правителей, будет содержать много ограничений (возрастных, имущественных и иных цензов).

Правящие в демократии, таким образом, не выбираются (ни узким кругом правителей-выборщиков, как в аристократии, ни народом в целом), но признаются таковыми и призываются к управлению государством прямо основным законом этой фор­мы правления, изначально установленным народом.

3. Спиноза

315

Наиболее широкой в трактовке Спинозы является та форма демократии, «где все без исключения подчинены одним только отечественным законам и, кроме того, своеправны (sui iuris) и живут безупречно, обладают правом голоса в верховном совете и правом поступления на государственную службу». Это, со­гласно пояснениям Спинозы, означает, что из числа лиц, до­пускаемых законом к управлению государством такой формы, исключаются иностранцы, женщины, рабы, дети и несовер­шеннолетние, а также те, кто подвергся бесчестию (вследствие преступления или позорного образа жизни).

Демократическое государство, по оценке Спинозы, «наибо­лее естественно и наиболее приближается к свободе, которую природа предоставляет каждому, ибо в нем каждый переносит свое естественное право не на другого, лишив себя на будущее права голоса, но на большую часть всего общества, единицу ко­торого он составляет». Поэтому все в демократии, как прежде в естественном состоянии, пребывают равными.

При освещении проблем межгосударственных отношений Спиноза отмечает, что государства в своих взаимоотношениях находятся в естественном состоянии, и «два государства — по природе враги». Право войны, таким образом, принадлежит ка­ждому государству в отдельности, право же мира — это право по меньшей мере двух государств, именуемых союзными. «Вой­на, — подчеркивал Спиноза, — должна вестись только в целях мира, дабы по ее окончании не было нужды в применении ору­жия». Однако поскольку собственное благоденствие есть «наи­высший закон всякого государства, оно, руководствуясь бояз­нью вреда или надеждой на выгоду, может как заключить союз, так и с полным правом нарушить его, если это диктуется поль­зой государства в изменившихся условиях.

Спиноза выступает за взаимопомощь государств и отмечает, что вместе они имеют больше права, чем каждое из них в от­дельности. «Чем больше государств заключает вместе мир, — писал Спиноза, — тем менее страха внушает каждое в отдель­ности всем другим, или тем менее власти у каждого начать вой­ну, но тем более оно обязано блюсти условия мира, т. е. тем менее оно своеправно, но тем более обязано приспособляться к общей воле союзных государств».

В историю политической и правовой мысли Спиноза вошел как прогрессивный мыслитель-гуманист, критик теологических политико-правовых идей, один из творцов светской доктрины государства и права.