Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
История политических и правовых учений.docx
Скачиваний:
22
Добавлен:
12.07.2019
Размер:
1.91 Mб
Скачать

666

Глава 18. Западная Европа в XIX в.

дарственные законы, независимо от их конкретного содержания, безнравственны и социально порочны, ибо на­правляют поведение людей и к тому же снабжены принуди­тельной санкцией. «Государство, в котором граждане были бы... вынуждаемы или побуждаемы следовать хотя бы самым луч­шим законам, могло бы быть спокойным, миролюбивым и бо­гатым государством; но оно представлялось бы мне толпою от­кормленных рабов, а не союзом свободных людей, действую­щих в границах права». Но свободными люди бывают как раз благодаря правовым законам. Политическая мудрость не в том, чтобы отринуть законы вообще, а в том, чтобы добиться их со­ответствия праву, наполнить их правовым смыслом.

Результат гумбольдтовских наблюдений над государством таков: поскольку государственное устройство всегда связано с ограничением свободы, на него нельзя смотреть иначе, как на «зло, пусть и необходимое». Вывод предельно острый, но от­нюдь не единичный для общественно-политической мысли

  1. XIX столетий. Еще в канун принятия Декларации неза­висимости Соединенных Штатов Америки Томас Пейн писал в памфлете «Здравый смысл» (январь 1776 г.): «Общество в лю­бом своем состоянии есть благо, правительство же и самое луч­шее есть лишь необходимое зло, а в худшем случае — зло не­терпимое». Подобного рода полемика против государства от­крывает шлюзы стихии социального хаоса и беспорядка.

К чести Гумбольдта, его позиция, как она дана в «Опыте», все же учитывает полезность и нужность (при известных обстоя­тельствах) некоторых социально-охранительных функций, выпол­няемых политико-юридическими институтами, граждане призы - ваются к уважению законных прав самого государства и т. д. Понимание и признание определенной необходимости государ­ства выгодно отличает либерализм Гумбольдта от многих анар­хистских учений, от политического нигилизма разного толка. В этом плане идеи немецкого мыслителя не утратили своей ак­туальности.

Лоренцу фон Штейну (1815—1890) принадлежит ряд фунда­ментальных исследований об обществе, государстве, праве, управлении. Для нас интересны прежде всего такие труды Штейна, как трехтомная «История социального движения во Франции с 1789 г. до наших дней» (1850), «Учение об управле­нии» (1865—1868), «Настоящее и будущее науки о государстве и праве Германии» (1876).

4. Немецкий либерализм

667

Либерализм Штейна ярко выразился в том, что во главу угла своей социально-политической доктрины он поставил вопрос об индивиде, его правах, его собственности. Главный побуди­тельный мотив, движущий индивидом, усматривается Штей­ном в стремлении к самореализации, суть которой — добыва­ние, переработка, изготовление и приумножение благ. Всякое благо, произведенное личностью, принадлежит ей, отождеств­ляется с нею и потому становится столь же неприкосновенным, как она сама. Эта неприкосновенность блага и есть право. Соеди­ненное через право с личностью в одно неприкосновенное це­лое благо является собственностью.

Самореализовываться, заниматься производственной дея­тельностью в одиночку, будучи изолированным от других лю­дей, человек не может. Он сплошь зависит от них и вследствие этого вынужден жить с себе подобными, должен взаимодейст­вовать, сотрудничать с ними. Так возникает у Штейна пробле­ма человеческой общности, общества. Он рисует общество определенным порядком социального общения, в пределах ко­торого вечно решается свойственное бытию человека фунда­ментальное противоречие: с одной стороны, неодолимое стрем­ление к полному господству над внешним миром (над матери­альными и духовными благами), с другой — очень скромные возможности отдельного конкретного индивида как ограничен­ного в своих потенциях существа.

Исходным пунктом устройства всякого общества служит, по Штейну, разделение имущества. Владельцы последнего, собст­венники и люди труда, всегда связаны особым образом друг с другом. Законом общественной жизни является «по сути своей постоянный и неизменный порядок зависимости тех, кто не владеет, от тех, кто владеет». Существование этих двух классов нельзя устранить, преодолеть. Невозможно общество без гос­подствующего класса и класса, над которым он господствует.

Взгляды Штейна на общество и государство и их соотноше­ние находятся под заметным влиянием соответствующих идей Гегеля.

В концепции Штейна общество предстает как некое само­стоятельное и по-своему персонифицированное социальное об­разование. От простого аморфного множества индивидов его отличает наличие такого интегрирующего фактора, как посто­янная всесторонняя зависимость людей друг от друга. Особен­ность общества составляет также то, что каждый в нем руково­