Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
История политических и правовых учений.docx
Скачиваний:
22
Добавлен:
12.07.2019
Размер:
1.91 Mб
Скачать

524

Глава 16. Германия в конце XVIII — начале XIX в.

вительности, по Гегелю, есть идея, предметом философии права оказывается идея права — единство понятия права и его осуще­ствления, наличного бытия. Идея права, которая и есть свобо­да, развертывается в гегелевском учении в мир государства и права, и сфера объективного духа предстает как идеальная по­литико-правовая действительность.

Познание политико-правового мира в рамках гегелевской философии объективного идеализма предстает как его мыслен­ное сотворение, постижение и воспроизведение его разума. Это трактуется как осуществление понятия права в действительно­сти, т. е. как диалектический процесс конкретизации понятия права, как движение от его абстрактных форм ко все более кон­кретным. В ходе такого самоуглубления понятия абстрактные формы понятия права обнаруживают свою несостоятельность и неподлинность и «снимаются» в последующих, более конкрет­ных формах.

Право, по Гегелю, состоит в том, что наличное бытие вооб­ще есть наличное бытие свободной воли, диалектика которой совпадает с философским конструированием системы права как царства реализованной свободы. Свобода, по Гегелю, со­ставляет субстанцию и основное определение воли. Речь при этом идет о развитой, разумной воле, которая свободна. Дело обстоит таким образом, так как мышление и воля в гегелевской философии отличаются друг от друга не как две различные способности, а лишь как два способа — теоретический и прак­тический — одной и той же способности мышления.

Понятие «право» употребляется в гегелевской философии права в следующих основных значениях: 1) право как свобода («идея права»), 2) право как определенная ступень и форма свободы («особое право»), 3) право как закон («позитивное право»).

  1. На ступени объективного духа, где все развитие определя­ется идеей свободы, «свобода» и «право» выражают единый смысл; в этом отношении гегелевская философия права могла бы называться философией свободы. Отношения «свободы» и «права» опосредуются через диалектику свободной воли.

  2. Система права как царство осуществленной свободы представляет собой иерархию «особых прав» (от абстрактных его форм до конкретных). Каждая ступень самоуглубления идеи свободы (и, следовательно, конкретизации понятия права) есть определенное наличное бытие свободы (свободной воли), а

5. Гегель

525

значит, и «особое право». Подобная характеристика относится к абстрактному праву, морали, семье, обществу и государству. Эти «особые права» даны исторически и хронологически одно­временно (в рамках одной формации объективного духа); они ограничены, соподчинены и могут вступать во взаимные кол­лизии. Последующее «особое право», диалектически «снимаю­щее» предыдущее (более абстрактное) «особое право», пред­ставляет собой его основание и истину. Более конкретное «осо­бое право» первичнее абстрактного.

На вершине иерархии «особых прав» стоит право государства (государство как правовое образование, как наиболее конкрет­ное право). Поскольку в реальной действительности «особые права» всех ступеней (личности, ее совести, преступника, се­мьи, общества, государства) даны одновременно и, следова­тельно, в актуальной или потенциальной коллизии, постольку, по гегелевской схеме, окончательно истинно лишь право выше­стоящей ступени.

  1. Право как закон (позитивное право) является одним из «особых прав». Гегель пишет: «То, что есть право в себе, поло­жено в своем объективном наличном бытии, т. е. определено для сознания мыслью и определено как то, что есть право и считается правом, что известно как закон; право есть вообще, благодаря этому определению, положительное право».

Превращение права в себе в закон путем законодательство- вания придает праву форму всеобщности, подлинной опреде­ленности. Предметом законодательства могут быть лишь внеш­ние стороны человеческих отношений, но не их внутренняя сфера.

Проблема различения права и закона трактуется в гегелев­ской философии естественного права как отличие философско­го (т. е. естественного) права от позитивного права (от закона). При этом Гегель стремится в своей конструкции исключить их противопоставление. Как крупное недоразумение расценивает он «превращение отличия естественного или философского права от положительного в противоположность и противоречие между ними». С наличием естественно-правовых представле­ний в гегелевском учении связано смешение в нем права с мо­ралью и нравственностью.

Гегель признает, что содержание права может быть искаже­но в процессе законодательства; не все, данное в форме закона, есть право, поскольку лишь закономерное в положительном