Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
История политических и правовых учений.docx
Скачиваний:
22
Добавлен:
12.07.2019
Размер:
1.91 Mб
Скачать

808

Глава 19. Зарубежная политико-правовая мысль в XX в.

Философия права (или общая теория права) в виде составной части неопозитивистской юриспруденции понимается и разра­батывается «не как составная часть мировоззренческой систе­мы, а как рефлектирующий анализ правовых наук».

Отмечая наличие разных версий философии права, авторы курса подчеркивают противоположность «спекулятивной фило­софии права» (т. е., по существу, всех непозитивистских концеп­ций философии права) и «научно-критической философии права» (т. е. различных вариантов позитивистской философии права). Научный характер, согласно такой трактовке, носит лишь пози­тивистская философия права, тогда как «спекулятивная фило­софия права» оказывается ненаучной, поскольку занимается «метафизическими» проблемами и «трансцендентными идея­ми». Научно-критическая теория права ставит перед собой зада­чу предложить философский базис правовых наук. Она прежде всего стремится дать философское обоснование постановок во­просов, методов и приемов работы правовой науки. В основе разработки позитивной правовой системы лежит система общих основных понятий права, которые составляют инструментарий для исследования любой правовой системы; такого рода поня­тиями, например, являются право, правовая норма, действие права, правовой акт, правовое отношение и т. д. На базе этого понятийного инструментария данная теория стремится развить всеобщую теорию строения и динамики права. Кроме того, она разрабатывает учение о методах юридической работы, т. е. руко­водство для практической деятельности юристов.

К «научно-критической философии права» авторы курса от­носят «аналитическую философию права (или аналитическую юриспруденцию)» и чистое учение о праве Г. Кельзена как раз­новидность аналитической юриспруденции. Рассматриваемый курс, по оценке его авторов, представляет «аналитическую кон­цепцию» и определяется ими как «познавательно-критическая теория права», т. е. как еще одна разновидность аналитической юриспруденции.

Поясняя смысл этих подходов, авторы курса пишут: «Как аналитическую философию права (или аналитическую юрис­пруденцию) обозначают те всеобщие теоретико-правовые уче­ния, которые ставят в центре своего изыскания структурную теорию права, т. е. изучают все проблемы правовой теории преж­де всего в формальном смысле и в этом аппарате структурных понятий и схем видят необходимые инструменты для всех юри­

13. Неопозитивистская аналитическая юриспруденция 809

дических изысканий. Однако многие представители аналитиче­ской философии права не упускают из виду различные аспекты и факты, т. е. то, что право прежде всего есть общественный феномен».

Своеобразие чистого учения о праве Г. Кельзена как разно­видности аналитической теории права состоит, согласно авто­рам курса, в следующем: это учение считает себя учением о праве, которое достигает чистоты юридических методов благо­даря тому, что оно направлено лишь на постижение позитивно­го права, т. е. это учение считает, что оно как всеобщая струк­турная теория правоположения, правовой системы и правовой динамики предлагает понятийный и методологический инстру­ментарий для постижения и изложения любой мыслимой пра­вовой системы. Чистое учение о праве (в разных его вариан­тах), критически замечают авторы курса, «элиминирует из пра­вовой науки все психологические, социологические, этические и политико-правовые соображения о праве как внеюридиче- ские («метаюридические»), так что его предметом являются лишь мыслимые правовые структуры и позитивные, т. е. фак­тически на основе юридико-догматического анализа устанавли­ваемые, правовые содержания».

Свою «познавательно-критическую правовую теорию» авто­ры курса характеризуют как «аналитическую концепцию», ко­торая «прежде всего пытается прояснить структурные пробле­мы права, юридического аргументирования и правовой дина­мики, с тем чтобы иметь в распоряжении понятийный аппарат для всех теоретико-правовых рассуждений». Хотя эта теория «признает необходимость определения характера постановки проблемы, например необходимость отличать догматическую трактовку от социологической или от трактовки с позиций по­литики права, но в отличие от чистого учения о праве она при­держивается мнения, что не только «чистые», но также и ком­плексные трактовки права, включая и соображения de lege ferenda, относятся к юриспруденции».

Данную теорию ее авторы называют «познавательно-крити­ческой», поскольку «она исходит из теоретико-познавательной дифференцированной семантики и постоянно стремится дать ясный познавательно-критический анализ проблемной ситуа­ции». Она «исходит из убеждения, что современная юридиче­ская наука базируется на целом ряде таких дисциплин, как ло­гика, семантика, теория коммуникации, аксиология, теория ре­