Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
История политических и правовых учений.docx
Скачиваний:
22
Добавлен:
12.07.2019
Размер:
1.91 Mб
Скачать

412

Глава 13. Эпоха европейского Просвещения

указывает на материальные корни социальной несправедливо­сти. Право собственности — вот что оставляет в удел большей части человечества одно только нищенское существование.

Для предотвращения преступлений и оздоровления общест­ва Беккариа не предлагает переустройства жизни на совершен­но новых принципах. Он ведет речь «о восседающих на престо­лах Европы благодетельных монархах, покровительствующих мирным добродетелям, наукам и искусствам, отцах своих наро­дов». Он предпочитает говорить об устранении нищеты и по­степенном уравнении всех граждан как в нравственных, так и в материальных выгодах, доставляемых обществом; высказывает­ся за всеобщее просвещение и хорошее воспитание; пишет о простых, мудрых законах и равенстве перед ними всех людей, о необходимости строгой законности и точном соблюдении обя­зательных гарантий прав личности.

Искренняя убежденность Беккариа в неразумности феодаль­ной системы, его гуманизм и талантливая пропаганда передо­вых воззрений на право и государство объективно сыграли не­малую роль в идеологическом оснащении европейских буржу­азно-демократических преобразований.

Значение идей, развитых в труде «О преступлениях и нака­заниях», выходит далеко за пределы проблем уголовного права и судопроизводства. Эти идеи защищают такие универсальные ценности, как свобода, честь и достоинство человека, общест­венный порядок, обеспечиваемый прежде всего не репрессия­ми, грубой силой, но справедливыми законами, самодисципли­ной и высоким сознанием индивидов. Они — весомый вклад Беккариа в разработку европейскими просветителями теории правового государства, принципов либерализма. Подобный вклад не мог не сделать мыслитель, убежденный в том, что са­мым лучшим является социальный строй, при котором дости­гается максимальное счастье для наибольшего числа людей.

  1. Европейский консерватизм

Консервативная традиция в трактовке политико-правовой проблематики возникает в середине XVIII в. и представлена Д. Юмом, просвещенным оппонентом английских, француз­ских и других европейских просветителей. Особенно отчетливо она проявила себя в послереволюционной Франции и прочно ассоциировалась с именами Ж. М. де Местра и Л. де Бональда.

13. Европейский консерватизм

413

В Англии критика революции и сочувствующих ей представле­на Э. Бёрком, в Германии — Л. фон Галлером, исторической школой права (Гуго, Пухта), а также представителями романти­ческой политической школы (Новалис, Шлегель), в России — ранними славянофилами и последователями исторической школы права на русской почве (Победоносцев и др.).

Наиболее характерными и общими чертами послереволюци­онного европейского консерватизма следует считать моральную критику идей индивидуалистического либерализма и конституци­онного республиканизма с позиций религиозного провиденци­ального доктринерства и монархизма, а также критическое вос­приятие основных политических выводов просветительского ра­ционализма. Сюда же следует отнести и всевозможные сомнения в полезности радикальных социальных политических перемен в их сопоставлении с достоинствами и выгодами многовекового обычая, ценностей эволюционизма, порядка и морали. В про­цессе такой критики фундаментальные понятия философии ли­берализма ставились под сомнение противоположными и со­перничающими с ними по смыслу и значимости понятия ми и терминами традиционализма. Так, термин «земля» подставлялся на место термина «среда», вместо термина «преемственность» выдвигался на первый план термин «наследие», а термин «при­рода» тесно связывался с опытом и историей и отнюдь не «есте­ственным порядком», как у либералов.

Европейский консерватизм конца XVIII — начала XIX в. яв­ляется своеобразным соединительным звеном между античным и средневековым консерватизмом и консерватизмом XX столе­тия. Античный консерватизм характерен своим почитанием зо­лотого века и законодательных установлений великих реформа­торов (Ликурга, Солона), а также неустанной заботой о прочно­сти законов города-государства (в одном из таких городов всякий, стремящийся уничтожить какой-нибудь старый закон и ввести новый, выходил перед народом с веревкой на шее с тем, чтобы в случае, если предлагаемое им новшество не найдет еди­ногласного одобрения, быть удавленным тут же на месте).

Последующий консерватизм связан с появлением новых по­литических участников в делах общеуетроительных и законода­тельных — крупных корпораций и массовых партийных и об­щественных организаций, которые задают тон не только в об­ласти политических новаций, но и в способах защиты статус- кво. Они апеллируют к таким ценностям, как национально­