Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
История политических и правовых учений.docx
Скачиваний:
22
Добавлен:
12.07.2019
Размер:
1.91 Mб
Скачать

720

Глава 18. Западная Европа в XIX в.

принудительная кооперация, свобода ремесел и торговли, не­прикосновенность частной собственности и личной свободы, представительный характер политических институтов, децен­трализация власти и обеспечение способов согласований и удовлетворения различных социальных интересов. Всему за­дает тон промышленная конкуренция («мирная борьба за суще­ствование»), происходящая в обстановке упразднения сослов­ных барьеров, отказа от принципа наследования при замещении государственных должностей. Для правосознания и нравов про­мышленного общества характерна распространенность чувства личной свободы и инициативы, уважение к праву собственно­сти и личной свободе других, меньшая мера подчиненности ав­торитету властей, в том числе религиозным авторитетам, исчез­новение раболепия, слепого патриотизма и шовинизма и т. д.

В движении от военного к промышленному типу общества Спенсер видел закономерность общей социально-политической эволюции, что отчасти совпадало по времени с процессом ис­торического движения от сильно иерархизированного и воен­но-сплоченного феодального строя к обществу, основанному на товарном обмене, разделении труда и высоко ценимых лич­ных правах и свободах индивидов.

Главной закономерностью в общественных изменениях, от­носящихся к обществу и государству, он считал закон эволю­ции и прогресса, причем главным изменением здесь следует считать переход от социума, целиком подчиняющего индивида, к обществу, которое заботится о составляющих его индивидах. В каждом достаточно развитом обществе можно обнаружить сосуществование трех регулятивных систем — производитель­ной, распределительной и регулятивной. Регулятивная система, олицетворяемая государством, обеспечивает подчинение со­ставных частей целому. Наилучшим образом эта деятельность организована в государстве с представительным парламентским правлением, ибо здесь наилучшим образом обеспечены соци­альная справедливость и индивидуальная свобода. Характерно, что свобода, согласно Спенсеру, является естественным пер­вичным правом человека, она существует задолго до появления государства и именно из нее вырастает весь набор основных гражданских свобод в государстве. Справедливость и право Спенсер трактует в духе традиции утилитаризма, для которого они являются мерой индивидуальной и общественной пользы. Польза в данном случае сопряжена с его органическим толко­

12. Спенсер

721

ванием социальных и политических организмов, т. е. в смысле их потребностей в приспособлении к внешним условиям своего существования и обретения некоего биологического равнове­сия со средой и другими организмами.

В правопонимании Спенсера наиболее отчетливо заявляют о себе вольные или невольные притязания утилитаристской юриспруденции вывести естественные права человека не из ра­циональных начал, как это было еще у Т. Гоббса, которого они вынуждены были взять в свои родоначальники в качестве изо­бретателя «командной теории права», а из своеобразных естест­венно-социологических начал, где тон задают биологические (как у Спенсера) либо психологические (как у Бентама) исход­ные естественнонаучные начала и конструкции. В этом смысле весьма примечательным выглядит суждение Спенсера о том, что «мнение, приписывающее правительству создание прав, на­столько далеко от истины, что мы можем утверждать обратное: права, более или менее ясно установленные раньше появления правительства, становятся менее очевидными по мере того, как правительство развивается...».

В социальном воздействии права он различает две ориента­ции — позитивную, включающую право любого индивида на свободное развитие личности, свободную активность и сво­бодное пользование ее результатами, и негативную, нацелен­ную на ограничение этих прав вследствие необходимости ува­жать свободу других. В итоге право становится похожим на совокупность этических норм, которые принудительно ис­пользуются обществом и государством во имя защиты свободы инди видов.

Впоследствии, уже в XX столетии, многие эволюционные построения и характеристики Спенсера были использованы и вмонтированы в социальные концепции перехода к «индустри­альному» (Арон) и «постиндустриальному обществу» (Белл и др.). Определенный импульс к интегрированию различных от­раслей и областей обществознания, в том числе в русле возник­шей в начале XX в. так называемой синтезированной (инте­гральной) юриспруденции, дала одна из последних фундамен­тальных работ Спенсера под названием «Синтетическая философия». В русской теоретической мысли это более всего заметно на концепциях «синтетической теории права» (Ящен- ко, Виноградов) и «синтетической философии анархо-комму- низма» (Кропоткин). Сам Спенсер обосновывал интегративный