Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
История политических и правовых учений.docx
Скачиваний:
22
Добавлен:
12.07.2019
Размер:
1.91 Mб
Скачать

878

Глава 20. Россия в XX в.

гаются постоянному отождествлению» (Основы философии права). Во-первых, философию права нередко определяют как науку о правовых идеалах, а также отождествляют с политиче­ской, государственной и социальной философией. Историче­ски причиной этого смешения следует считать философию ес­тественного права, поставившую в свое время проблему право - вого государства. «Родившаяся из бурного и неудержимого стремления новейшего западного человечества к установлению на земле наиболее совершенного общественного устройства, теория правового государства связала эти искания «земного рая» с верой, что он может быть отыскан в праве и осуществлен через право. Таким образом, юридические формы договора, личных прав и юридических гарантий стали панацеей для изле­чения всех социальных и политических бедствий. В проблемах философии права сконцентрировалась вся социальная и поли­тическая мудрость. Философия права стала как бы всеобъемлю­щей, общественной наукой. Кто хочет познакомиться с наибо­лее ярким воплощением всех этих устремлений, пусть обратит­ся к «Философии права» Гегеля».

Философия права Гегеля, отмечает Алексеев, — это истори­ческий пример, а современное столь часто встречающееся отож­дествление правового идеала с идеалом социальным и полити­ческим имеет социально-философское обоснование в работах неокантианской школы (Штаммлер и др.), где право предстает логически необходимым элементом социальной жизни, и пото­му всякое усовершенствование общества неотделимо от усовер­шенствования права, и более того — может быть достигнуто единственно путем права.

Подобная вера в скорейшее и окончательное осуществление общественного совершенства покоилась на недостаточном по­нимании того, что есть общественный, политический и право­вой идеал. И такое ограничительное понимание лежало в осно­ве столь свойственной новейшему западному человечеству веры в универсальную, всеспасающую и всеисцеляющую обществен­ную миссию права. Познание истинного существа общества со всей его сложной природой и составом не может не убедить, что безусловное общественное совершенство возможно только как чудо, как «чудо всеобщего преображения», говоря фило­софским языком, преображения материи, жизни и духа, а не одного только правового или политического идеала. Невозмож­но достигнуть абсолютного совершенства социального целого

6. Политико-правовые учения юристов русского зарубежья 879

путем преображения — усовершенствования одной из сторон общественного бытия. Поэтому самое совершенное состояние права не может вести к безусловному совершенству общества — к установлению «земного рая». Отсюда следует, что учение о правовом идеале должно откинуть присущий ему старый уто­пизм и перейти к истинному, здоровому реализму. Основной темой этого учения должно быть не отыскание конечной фор­мулы общественного совершенства (хотя и она необходима в определенной степени, ибо без нее вообще не обойтись), но указание тех действительных путей и средств, при помощи ко­торых может быть улучшен всякий возможный правопоря­док, — в полном сознании, что подобное улучшение может из­лечить многие болезни общества, но не в состоянии преобразо­вать общество в целом и довести его до состояния земного рая.

Основными компонентами правового идеала, по Алексееву, являются следующие. Самой глубинной частью правовой структуры следует считать не содержательную часть правовой нормы, а самого правового деятеля — субъекта права, посколь­ку любое усовершенствование права должно начинаться с субъ­екта права. «До тех пор, пока носитель правового смысла и из­лучающееся из него правосознание не достигнут нормальной и истинно-духовной жизни, порождающей нормальную и здоро­вую жизнедеятельность, — до тех пор и право не сможет быть совершенным». Второй существенной частью правовой струк­туры являются предполагаемые и защищаемые каждым право­порядком ценности, которые требуют правильного познания, а это потребует серьезной и глубокой познавательной (гностиче­ской) работы. «До тех пор, пока мы философским, духовным, нравственным и религиозным опытом не познали, что такое истинно святое и ценное и что в порядке ценного является высшим и низшим, — до тех пор мы не сможем решить вопрос о правильном и справедливом праве».

Дело в том, что в основе всякой исторической системы права далеко не всегда лежал подлинный гнозис. Историческое право родилось в смутном историческом потоке событий, в борьбе ис­каженных, злых и нечистых интересов. Поэтому необходимо опознать, «выразуметь» (термин Алексеева) и определить те фактические ценности, которые лежали и лежат в основе поло­жительного, исторического, действовавшего и действующего права. Подобное критическое наблюдение и обобщение следует провести не только по отношению к существующим институ­