Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
История политических и правовых учений.docx
Скачиваний:
22
Добавлен:
12.07.2019
Размер:
1.91 Mб
Скачать

2. Английский либерализм

645

ческих знаний, наук о природе и обществе. Его родоначальни­ки и их последователи старались отбросить «метафизические» конструкции (традиционную философию, идеологию и т. п.) и заняться изучением лишь сугубо эмпирического материала. Они полагали, что только посредством «беспредпосылочного» оперирования одними лишь «чистыми» фактами можно по­строить подлинную общественную науку, в том числе учение о государстве и политике, юриспруденцию. Причем такую же точную и достоверную науку, как естествознание.

Во второй половине XIX в. в целом усилился ток, шедший от естественных наук к социальным. Прежние лидеры — дисципли­ны физико-математического цикла — уступали свое место био­логии. Вот почему большое влияние на общественную мысль оказала, в частности, эволюционная теория, которая сделалась господствующей фактически во всем естествознании. Привле­кательностью для обществоведов обладали идеи органицизма. Органицизм давал возможность мыслить и анализировать раз­личные социальные объекты не по модели машины, стабильно­го механического агрегата, но как целостные динамичные, из­меняющиеся и развивающиеся образования со свойственными им определенными жизненными циклами, ритмами и функ­циями.

Панорама интеллектуальной жизни второй половины XIX в. будет неполной без упоминания таких явлений, как попытки возвысить авторитет иррационализма, распространение религи­озно-философских и религиозно-политических доктрин, обос­нование исторического пессимизма, проповедь расизма, культа силы и борьбы и т. д., эти явления заметно усилились в послед­ние десятилетия XIX в.

Не все представления о государстве, власти, праве, которые составили западноевропейское политико-юридическое знание XIX в., сохранили свою теоретическую и практическую значи­мость за пределами этого столетия. Однако их немалая часть была востребована XX в. и оказывает заметное влияние на раз­витие современной науки о государстве и праве.

  1. Английский либерализм

Последняя треть XVIII в. — время, когда Англия быстро превращалась по главным показателям общественного развития в ведущую капиталистическую державу мира. Многие факторы

646

Глава 18. Западная Европа в XIX в.

содействовали этому обстоятельству, и многие характерные яв­ления сопутствовали ему. Английская политико-правовая мысль по-своему описывала, объясняла и оправдывала проис­ходившие в стране крупные социально-исторические переме­ны. Едва ли не центральной сделалась в обществоведении тема благодетельной роли частной собственности, ее защиты и по­ощрения, тема активизма индивида, гарантий неприкосновен­ности сферы частной жизнедеятельности людей и т. п.

Возобладало убеждение, что поступками индивида как част­ного собственника движут как спонтанные импульсы, так и преднамеренный трезвый расчет на извлечение из своих дейст­вий максимальной личной пользы. Расчет мог иметь широкий диапазон: от стремления удовлетворить сугубо эгоистический, исключительно индивидуальный интерес до желания разумно сочетать собственную позицию с позицией других индивидов, других членов общества, с тем чтобы в рамках достижения сов­местного, общего блага добиваться удовлетворения собствен­ных потребностей.

В развитие такого рода представлений заметный вклад внес Иеремия Бентам (1748—1832). Он явился родоначальником тео­рии утилитаризма, вобравшей в себя ряд социально-философ­ских идей Т. Гоббса, Дж. Локка, Д. Юма, французских мате­риалистов XVIII в. (Гельвеция Гольбаха). Отметим четыре по­стулата, лежащих в ее основе. Первый: получение удовольствия и исключение страдания составляют смысл человеческой дея­тельности. Второй: полезность, возможность быть средством решения какой-либо задачи — самый значимый критерий оценки всех явлений. Третий: нравственность создается всем тем, что ориентирует на обретение наибольшего счастья (доб­ра) для наибольшего количества людей. Четвертый: максими­зация всеобщей пользы путем установления гармонии индиви­дуальных и общественных интересов есть цель развития чело­вечества.

Эти постулаты служили Бентаму опорами при анализе им политики, государства, права, законодательства и т. д. Его по­литико-юридические взгляды изложены во «Введении в осно­вания нравственности и законодательства» (1789), во «Фраг­менте о правительстве» (1776), «Руководящих началах консти­туционного кодекса для всех государств» (1828), «Деонтологии, или Науке о морали» (1815— 1834) и др.

2. Английский либерализм

647

Давно и прочно Бентам числится в ряду столпов европей­ского либерализма XIX в. И не без основания. Но у бентамов- ского либерализма не совсем обычное лицо. Принято считать ядром либерализма положение о свободе индивида, исконно присущей ему, об автономном пространстве деятельности, о са­моутверждении индивида, обеспечиваемом частной собствен­ностью и политико-юридическими установлениями. Бентам предпочитает вести речь не о свободе отдельного человека; в фокусе его внимания интересы и безопасность личности. Чело­век сам должен заботиться о себе, о своем благополучии и не по­лагаться на чью-либо внешнюю помощь. Только он сам должен определять, в чем заключается его интерес, в чем состоит его польза. Не притесняйте индивидов, советует Бентам, «не по­зволяйте другим притеснять их и вы достаточно сделаете для общества».

Что касается категории «свобода», то она претила ему. Бен- там видит в ней продукт умозрения, некий фантом. Для него нет принципиальной разницы между свободой и своеволием. Отсюда понятен враждебный бентамовский выпад против сво­боды: «Мало слов, которые были бы так пагубны, как слова свобода и его производные».

Свобода и права личности были для Бентама истинными во­площениями зла, потому он не признавал и отвергал их, как от­вергал вообще школу естественного права и политико-правовые акты, созданные под ее воздействием. Права человека, по Бен- таму, суть чепуха, а неотъемлемые права человека — просто че­пуха на ходулях. Французская Декларация прав человека и гра­жданина, согласно Бентаму, «метафизическое произведение», части (статьи) которого возможно разделить на три класса: а) невразумительные, б) ложные, в) одновременно и невразуми­тельные, и ложные. Он утверждает, будто «эти естественные, не­отчуждаемые и священные права никогда не существовали... они несовместны с сохранением какой бы то ни было конститу­ции... граждане, требуя их, просили бы только анархии...».

Резко критический настрой Бентама в отношении школы естественного права выразился и в отрицании им идеи различе­ния права и закона. Причина такого отрицания данной идеи скорее не столько теоретическая, сколько прагматически-поли- тическая. Тех, кто различает право и закон, он упрекает в том, что таким образом они придают праву антизаконный смысл. «В этом противозаконном смысле слово право является вели­