Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
История политических и правовых учений.docx
Скачиваний:
22
Добавлен:
12.07.2019
Размер:
1.91 Mб
Скачать

344

Глава 13. Эпоха европейского Просвещения

конными. Однако Пуфендорф не ополчался против такого на­рушения свободы личности, как крепостничество, которое ка­залось ему всего-навсего добровольным договором между гос­подами и лицами, по той или иной причине лишенными работы.

Проповедуя необходимость подчинения властям во что бы то ни стало, Пуфендорф забывал свое же положение о том, что взаимоотношения монарха и подданных строятся на основе двусторонних обязательств. Сопротивление государю отдельны­ми гражданами Пуфендорф исключал. Но он не отвергал воз­можности для всего народа оказать сопротивление князю, если тот толкает страну к общей гибели.

  1. Лейбниц

Готфрид Вильгельм Лейбниц (1646—1716) — великий немец­кий юрист, философ, математик, один из ярких представителей раннего Просвещения в Германии. Будучи универсальным уче­ным, он внес выдающийся вклад в процесс обновленйя и раз­вития гуманитарных и естественных наук.

Свое юридическое образование Лейбниц получил в универ­ситетах Лейпцига и Йены. Наряду с юриспруденцией он изучал философию и математику. В 1666 г. он получил звание магист­ра философии за диссертацию «О комбинаторном искусстве». В том же году он стал доктором права, защитив докторскую диссертацию «О запутанных судебных делах».

В течение ряда лет (1668—1672) Лейбниц находился на службе в Майнцском курфюрстве и занимался вопросами со­вершенствования права и кодификации законодательства. В 1672—1676 гг., продолжая свои научные занятия, посетил Па­риж, Лондон, Голландию, изучал состояние науки в разных ев­ропейских странах, встречался с выдающимися учеными и по­литиками той эпохи, установил с ними прочные связи, вел об­ширную переписку. С 1676 г. и до конца жизни он занимал высокую должность тайного юстиц-советника двора герцогов Ганновера, занимался вопросами права, политики и экономи­ки, выполнял дипломатические поручения внутригерманского и общеевропейского характера. Такую же должность тайного юстиц-советника Лейбниц занимал при австрийском и бран­денбургском дворах, а в дальнейшем — и при русском дворе.

3. Лейбниц

345

Выдающихся успехов Лейбниц добился и в области естест­венных наук, особенно в математике, где независимо от Нью­тона открыл дифференциальное и интегральное исчисление и первым опубликовал в печати результаты своих математических открытий. Изобретенная им счетная машина положила начало созданию счетно-решающей техники, в русле развития которой в XX в. возникла кибернетика.

Лейбниц был неутомимым пропагандистом и умелым орга­низатором науки, членом научных обществ и академий наук Парижа, Лондона, Вены и Рима, создателем и первым прези­дентом Берлинской академии наук.

Воодушевленный реформаторской деятельностью Петра I, Лейбниц приложил много усилий для распространения в Рос­сии достижений европейской науки, техники, образования и просвещения. В личных беседах с русским царем, в многочис­ленных письмах, реформаторских проектах и программах Лейб­ниц постоянно развивал свои мысли о необходимости и благо­творности создания в России собственной академии наук, орга­низации разветвленной системы школьного и университетского образования, научно-исследовательских центров, публичных библиотек и музеев, внедрения достижений науки и техники в народное хозяйство страны. По указу Петра I от 1 ноября 1712 г. Лейбниц был принят на русскую службу в качестве тай­ного юстиц-советника с годовым жалованьем в 1000 талеров.

По поводу связанного с его службой поручения представ­лять соображения о русском законодательстве, в том числе о судоустройстве и административном управлении, Лейбниц не­сколько шутливо говорит о своих обязанностях в качестве «рус­ского Солона»: «Вам покажется странным, что мне придется быть в известном смысле русским Солоном, хотя и издалека. Так как, по моему мнению, самые краткие законы, как, напри­мер, десять заповедей или двенадцать таблиц древнего Рима, лучше всех других законов и так как на этот предмет с самых ранних пор были обращены мои размышления, то поручение царя меня нисколько не затруднит».

Выполняя поручения по русской службе, Лейбниц, помимо подготовки многочисленных проектов об организации науки и образования в России и различных конкретных мер по их реа­лизации, занимался вопросами истории русского государства и законодательства и разработкой предложений по их модерниза­ции в условиях петровских преобразований. В направленном