Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
История политических и правовых учений.docx
Скачиваний:
22
Добавлен:
12.07.2019
Размер:
1.91 Mб
Скачать

310

Глава 11. Голландия в XVII в.

щее для всех право и общий уклад, общий гарант и защитник безопасности, и все боятся одного и того же — верховной (су­веренной) власти.

Верховная власть является тем общим духом государства, которым все должны руководствоваться. Только она имеет пра­во решать, что есть добро и что зло, что хорошо, что дурно, что справедливо, что несправедливо, что следует делать и от чего надо воздерживаться каждому в отдельности и всем вместе. В ведении верховной власти находятся издание, толкование и отмена законов, вопросы правосудия и прочие государственные дела, избрание должностных лиц, право войны и мира и т. д.

Верховная власть, согласно Спинозе, «не связывается ника­ким законом, но все должны ей во всем повиноваться»; все «обязаны безусловно исполнять все приказания верховной вла­сти, хотя бы она повелевала исполнять величайшую нелепость».

Последоговорное политическое, государственное право граж­данина он характеризует как «свободу каждого сохранять себя в своем состоянии, определяемую указами верховной власти и за­щищаемую только ее авторитетом». Это политическое право — часть общего права; и то и другое право, как и вообще всякое право (кроме Божественного, т. е. Богооткровенного, права) в естественном и гражданском состояниях, являются по своей субстанции правом естественным, правом-силой. Права граж­дан (политическое право), следовательно, есть разрешенные в условиях гражданского состояния естественные права индивида, т. е. дозволенная верховной властью часть естественных прав.

Осуществление же гражданином всех остальных (не дозво­ленных государством) естественных прав представляет собой преступление.

В этой связи Спиноза касается и задач правосудия, которое в соответствии с требованием общего права не вредить друг другу определяется им как твердость в воздаянии каждому того, что ему следует на основании политического права.

Обосновывая приказной характер отношения государства к подданным, Спиноза вместе с тем возражает против возмож­ных обвинений его в том, что он превращает подданных в ра­бов: раб подчиняется приказаниям господина, имеющего в ви­ду свою пользу, а подданный по приказанию верховной власти делает то, что полезно обществу, а следовательно, и ему.

Свобода индивида или государства определяется, по Спино­зе, не пределами дозволенного им своеволия, а степенью их ра­

3. Спиноза

311

зумности, поскольку свобода возможна лишь на основе и в гра­ницах познанности естественных необходимостей. «Воля и ра­зум — одно и то же», — подчеркивал Спиноза. И только разумная воля, согласно этой концепции, является свободной. В соответствии с таким пониманием свободы Спиноза отмечал, что наиболее свободно то государство., законы которого основа­ны на здравом рассудке; в таком государстве каждый, если он этого хочет, может быть свободным, т. е., не кривя душой, жить по указанию разума. Человек свободен лишь постольку, по­скольку он руководствуется разумом, так как в этом случае он действует со знанием тех причин, которые необходимо опреде­ляют его действия. «Ибо, — заключает Спиноза, — свобода не уничтожает необходимости действования, но предполагает».

В этической плоскости Спиноза утверждает, что «свобода или твердость души есть частная добродетель, добродетель же государства — безопасность». Конечная цель государства — ос­вободить каждого от страха, обеспечить его безопасность и воз­можность наилучшим образом удерживать свое естественное право на существование и деятельность без вреда себе и дру­гим. «Следовательно, — заключает он, — цель государства в действительности есть свобода».

При рассмотрении вопроса о пределах полномочий государст­ва в его взаимоотношениях с подданными Спиноза отмечает, что высказанное им положение о полном переносе естествен­ных прав каждого на верховную власть и ее праве на все, хотя отчасти и согласуется с действительностью, но «во многом не­избежно остается чисто теоретическим», ибо невозможно пере­нести на другого всю свою мощь (свое право), не перестав быть человеком. И никогда не будет существовать такая верховная власть, которая могла бы делать все так, как хочет, не считаясь с законами человеческой природы. «Посему должно допус­тить, — подчеркивал он, — что каждый сохраняет при себе из своего права многое, зависящее, таким образом, только от его решения, но ни от чьего другого».

Пределы мощи и права государства определяются Спинозой следующим образом. Во-первых, такой предел обусловлен тем, что сила (и право) государства состоит не в возможностях тво­рить произвол и насилие, а в осуществлении того, что здравый разум считает полезным для всех людей, ибо именно «то госу­дарство будет наиболее мощным и наиболее своенравным, кото­рое зиждется на разуме и направляется им». Здесь, таким обра-

  1. История полит, и прав, учений