Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
История политических и правовых учений.docx
Скачиваний:
22
Добавлен:
12.07.2019
Размер:
1.91 Mб
Скачать

308

Глава 11. Голландия в XVII в.

трактовкой «войны всех против всех» в естественном состоя­нии, где «человек человеку — волк».

В естественном состоянии, согласно Спинозе, все (люди и дру­гие природные существа, умные и глупые, сильные и слабые) равны в том смысле, что все они одинаково, по одному и тому же основанию имеют право на все по своему произволу и желанию, хотя реальное содержание и объем этих естественных прав раз­ных людей (и других естественных существ) различны и зависят от размера их фактической мощи (умственной и физической).

В этой постоянной борьбе отдельных сил-прав «высший за­кон природы» состоит в стремлении каждого к самосохране­нию», к тому, чтобы «остаться в своем состоянии, и притом не считаясь ни с чем другим, а только с собой».

Однако в естественном состоянии, где отсутствует какое-ли­бо общее для всех право, самосохранение людей, достижение ими своих желаний и безопасного существования не могут быть обеспечены. Вместе с тем сама природа и естественная необходимость показывают и диктуют людям способ и путь вы­хода из тупика естественного состояния и перехода посредст­вом общего договора в состояние гражданское (т. е. к обществу и государству, которые в учении Спинозы не различаются), со­гласуемое с неистребимыми требованиями природы и естест­венного права каждого. «Всеобщий закон человеческой приро­ды, — утверждал Спиноза, — таков, что никто не пренебрегает чем-либо, что он считает за благо, разве только в надежде на большее благо или из-за страха перед большим вредом, и не переносит какого-либо зла, кроме как во избежание большего или в надежде на большее благо. Это значит, что каждый избе­рет из двух благ то, которое он сам считает большим, и из двух зол то, которое кажется ему меньшим». Этот закон, по оценке Спинозы, относится к числу вечных истин, он прочно начертан в человеческой природе, и его знают все.

Ошибка прежних учений о политике, по оценке Спинозы, со­стояла в том, что их авторы при освещении человеческой при­роды брали людей не такими, каковы они суть, а какими они хотели бы их видеть. Поэтому им не удалось создать теорию по­литики, которая нашла бы практическое приложение: «их поли­тика может сойти за химеру или осуществиться в Утопии или в том золотом веке поэтов, где она менее всего необходима».

Для его реалистически ориентированной теории политики, государства и права весьма характерно, что он отвергал разного

3. Спиноза

309

рода идеальные и утопические проекты организации государст­ва на разумных началах и считал, что предшествующий опыт уже показал «все виды государств» и средства управления, не­обходимые для согласной жизни людей и сдерживания их в оп­ределенных границах. В этой связи он подчеркивал невозмож­ность «силою мышления добиться в этой области чего-нибудь такого, что, не идя вразрез с опытом или практикой, не было бы, однако, до сих пор испытано и испробовано».

Ссылаясь на опыт, Спиноза отмечал, что все люди (как вар­вары, так и цивилизованные) повсюду находятся в общении и живут в определенном гражданском состоянии. Отсюда, заклю­чает он, «ясно, что причин и естественных основ государства следует искать не в указаниях разума {ratio), но выводить из об­щей природы или строя людей».

Требования разума, рассуждал он, имеют в виду истинную пользу людей, и никто не сомневается, что жить по этим требо­ваниям полезнее, чем по естественному праву. Но чтобы перей­ти к жизни по законам разума, т. е. к жизни в мире, безопасно­сти и вообще наилучшим образом, люди должны были догово­риться об этом. «Итак, — писал Спиноза, — этим способом общество может быть создано без всякого противоречия с есте­ственным правом, а всякий договор может быть соблюдаем все­гда с величайшей верностью, если, конечно, каждый перенесет на общество всю мощь, какую он имеет; оно, стало быть, одно будет иметь высшее естественное право на все, т. е. высшее господство, которому каждый будет обязан повиноваться или добровольно, или под страхом высшего наказания».

ОтличительнЫй признак гражданского состояния — наличие верховной власти (imperium), совокупное тело которой и есть, со­гласно Спинозе, государство (civitas). Под верховной властью (и верховным правом, поскольку право — это сила, мощь, власть) при этом, по существу, имеется в виду суверенитет государства.

Важная особенность спинозовской договорной теории госу­дарства состоит в том, что «естественное право каждого... в гра­жданском состоянии не прекращается», поскольку как в естест­венном, так и в гражданском состояниях человек действует по законам своей природы, сообразуется со своей пользой, побуж­дается страхом или надеждой. Главное различие между этими двумя состояниями заключается в том, что в гражданском со­стоянии имеется договорно установленное высшее (суверен­ное) естественное право государства, т. е. здесь появляется об­