Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
История политических и правовых учений.docx
Скачиваний:
22
Добавлен:
12.07.2019
Размер:
1.91 Mб
Скачать

1. Общая характеристика

477

лониальные ассамблеи), стал Джон Дикинсон (позднее эти идеи наиболее успешно развил Т. Джефферсон). Своеобразную по­зицию занял Б. Франклин, который с 1766 г. развивал концеп­цию гомруля (самоуправления) и доказывал, что эмиграция англичан в Америку означала их полный разрыв с законами и Конституцией Англии. По этой логике колонисты уже не мог­ли считаться британскими подданными в силу самого факта переселения в Новый Свет и потому не должны подчиняться решениям британского парламента.

Естественно-правовая аргументация, т. е. апелляция к «ес­тественным и неотчуждаемым правам человека» вне зависимо­сти от его государственной принадлежности, усилилась в Аме­рике с 1744 г., когда стало очевидным нежелание английского парламента пойти на уступки. В политических памфлетах Дж. Адамса, Т. Джефферсона и А. Гамильтона политические требо­вания поселенцев-колонистов получили главным образом есте­ственно-правовое обоснование. Незадолго до торжественного объявления Декларации независимости США (4 июля 1776 г.) мысль о неотчуждаемых и естественных правах получила при­знание не только в публицистике, но также и в политических и конституционных документах. В Декларации прав Виргинии от 12 июня 1776 г., написанной Джорджем Мейсоном и отре­дактированной Дж. Мэдисоном, впервые было официально за­креплено, что все люди от природы свободны, независимы и обладают некоторыми неотчуждаемыми правами, от которых они не могут отречься, вступая в общество, и которых они не могут лишить свое потомство, а именно — правами на жизнь и свободу, а также на стремление к достижению счастья и безо­пасности (ст. 1). Далее говорилось о том, что народ имеет пра­во сменять такое правительство, которое не отвечает своему назначению — обеспечивать достижение всеобщего блага и безопасности.

Декларация независимости, написанная Т. Джефферсоном при участии Б. Франклина и Дж. Адамса и принятая едино­гласно всеми 13 штатами, воспроизводит логику и аргумента­цию естественных и неотчуждаемых прав человека. Она начи­налась обоснованием причин и правовых оснований для обо­собления колоний и смены формы правительственной власти. «Когда по ходу человеческих событий одному народу становит­ся необходимым расторгнуть политические узы, связывающие его с другим народом, и занять среди держав мира обособлен­

478 Глава 15. Соединенные Штаты Америки в XVIII—XX вв.

ное и равное положение, на которое он имеет право согласно законам природы и ее Творца, то общепринятое уважение к мнению человечества требует изложения причин, побуждаю­щих его к отделению». Далее шло перечисление «неотчуждае­мых прав», в котором «собственность» из локковской триады естественных прав — «жизнь, свобода, собственность» — заме­нена на «право стать счастливым». Это, с одной стороны, соот­ветствовало аристотелевскому пониманию одной из важнейших целей объединения и общения людей в государстве и вместе с тем было в духе просветительского понимания значения свобо­ды для самосовершенствования человека и полного развития его способностей. Известно также, что Т. Джефферсон не сове­товал своему другу генералу М. Ж. Лафайету включать право собственности во французскую Декларацию прав человека и гражданина 1789 г.

В редакции Т. Джефферсона обоснование неотчуждаемых прав было дано в следующем виде (в скобках изложены места, снятые при внесении правки Б. Франклином и Дж. Адамсом): «Мы считаем самоочевидными следующие истины: все люди созданы равными; они наделены их Творцом определенными (прирожденными) неотчуждаемыми правами, к числу которых относится право на жизнь, свободу и стремление к счастью; для обеспечения этих прав люди создают правительства, берущие на себя отправление справедливой власти с согласия управляе­мых; если какая-либо форма правления разрушает эти принци­пы, то право народа состоит в том, чтобы изменить или упразд­нить ее и установить новую правительственную власть, закла­дывающую в свое' основание такие принципы и организующую свои полномочия в такой форме, какие, по мнению народа, ка­жутся более всего подходящими для обеспечения его безопас­ности и счастья». Далее говорилось о том, что благоразумие подсказывает не менять существующих форм правления «вследствие маловажных и преходящих причин». Кроме того, опыт прошлого также свидетельствует о том, что «люди скорее претерпят зло, пока оно терпимо, нежели станут исправляться при помощи отмены привычных для себя форм». Однако по­требность в смене правительственной власти становится необ­ходимой и неотложной с того момента, когда власть обнаружи­вает намерение подчинить народ своему произвольному или абсолютному деспотизму. «Но когда длинный ряд злоупотреб­лений и узурпации (начатых в известный период), неизменно