Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
История государства и права Башкортостана. - Уф....docx
Скачиваний:
8
Добавлен:
14.04.2019
Размер:
808.96 Кб
Скачать

Глава 8. Обычное право башкир

121

Глава 8. Обычное право башкир

  1. Развитие права в раннем Средневековье. Эволюция обычного права обществ рассматриваемого региона определялась, прежде всего, общей тенденцией к рационализации. Правовая идеология, правовая практика постепенно все больше и больше освобождались от архаиче­ских элементов преимущественно культово-сакрального и культово­символического характера, что относится как к легитимизации тех или иных правовых норм, так и непосредственно к форме осуществления различных юридических действий, сделок и т. п.

В ранний период обычное право башкир входило в скифо­сарматскую правовую семью, которая в целом представляла право высо­корангового, чрезвычайно милитаризованного общества.

Из общих элементов права указанных обществ необходимо отметить правовое значение института клятвы, которая имела исключительный характер от Дуная до Монголии. Принципиальное отличие от древних ближневосточных правовых систем и средневековых европейских за­ключается в практически полном отсутствии ордалии при проверке дос­товерности заявленной информации.

Следует также отметить, что вышеуказанную тенденцию к рациона­лизации права легко проследить на данном институте. Изначально клят­ва носила сакрально-правовой характер, существовали специальные боги (имеется гипотеза, что Тенгри первоначально также являлся богом пра­восудия, договора и клятвы, аналогично Митре). Так, у скифов клятва приносилась «царскими огнями», при оспаривании клятвы либо вне свя­зи с конкретным случаем дело рассматривала коллегия жрецов; если об­виняемый отказывался признать нарушение клятвы либо дачу ложной клятвы, то следовало разбирательство с участием вдвое большего коли­чества жрецов. В случае обвинительного вердикта обвиняемый умерщ­влялся, в случае оправдательного - казни подвергались члены первой коллегии. Собственно разбирательство носило сугубо сакральный, ирра­циональный характер (гадание), однако ордалия по отношению к непо­средственно обвиняемому не применялась. Но уже к эпохе Тюркского каганата, в связи с утверждением принципа тура - «правдивости», сложно обнаружить элементы сакральной легитимизации, специального института жрецов, соответствующих практик и пр., любая ложь вне за­висимости от клятвы либо присяги стала носить характер правонаруше­ния. Необходимо отметить, что именно данной длительной историей развития норм, связанных с институтом клятвы и общим принципом правдивости, обусловлены, к примеру, позднейшие суровые санкции Ясы за обман доверившегося и т. п.

В раннем Средневековье рациональное мировоззрение еще не обла­дало мощным культурно-цивилизационным фундаментом, поэтому

122

Часть 11. Раннее Средневековье

право обществ эпохи Осевого времени было ориентировано на после­довательную защиту собственной концептуальной системы. Прежде всего преследовались различные формы низкорангового поведения. Так, по свидетельству Геродота, «скифы презирают эллинов за вакхи­ческое исступление. Они говорят, что не подобает выдумывать бога, который приводит людей в безумие...». Более того, скифы казнили собственного царя Скила за участие в оргиях совместно с греками. «(IV) 80. ...вот таким образом скифы охраняют свои обычаи, а тех, кто перенимает чужеземные законы, вот так наказывают...» - писал антич­ный историк. Даже в VIII веке низкоранговое поведение преследова­лось в одном ряду с такими серьезными видами правонарушений, как клевета и ложь. Так, по словам тюргешского кагана (обращенным к со- беседнику-мусульманину): «...клеветником я называю того, кто сеет смуту среди людей, такого я держу в темнице, там, где его не видит никто. Ветроиспускателю я ставлю тавро на ягодице и велю наказать по этому месту. А лжецу я отрезаю ту часть тела, которой он эту ложь распространял, точно так же, как вы отрубаете крадущую руку. Что же касается того, кто занимается шутовством и прививает людям легко­мыслие, его я изгоняю из числа подвластных мне и тем самым исцеляю разум моих подданных»224.

В целом необходимо отметить сохранение древних ранговых норм (табу), прежде всего относительно запрета употребления крови не про­шедшим инициацию (в форме убийства врага) членам общества. Так, Геродот отмечает: «(IV) 64. Военные обычаи у скифов следующие. Когда скиф убивает первого врага, он пьет кровь. 66. Раз в год правитель в сво­ем округе приготовляет сосуд для смешения вина. Из этого сосуда пьют только те, кто убил врага. Те же, кому не довелось еще убить врага, не могут пить вина из этого сосуда, а должны сидеть в стороне, как опозо­ренные. Для скифов это постыднее всего...» Данная норма генетически восходит к ранговой норме, изложенной в «Урал-батыре»:

Из крови той питье готовят.

Пока не подросли их дети,

Пока на зверей не стали охотиться сами,

Сыновьям они запрещали...

Пить кровь...

Как известно, Шульген нарушает данную норму обычного права, что в конечном итоге обуславливает его изгнание из общины. Урал в качест­ве условия возвращения требует убийства врага, что придало бы Шуль- гену полноправный статус:

224 Ибн ал-Джахиз Абу Усман Амр. Послание Ал-Фатху Б. Хакану о достоинст­вах тюрков и остального халифского войска.