Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
История государства и права Башкортостана. - Уф....docx
Скачиваний:
8
Добавлен:
14.04.2019
Размер:
808.96 Кб
Скачать

Глава 4. Всемирный исторический процесс

55

воспроизводство той или иной формы взаимодействия. Занятие опреде­ленной позиции означало лишь функциональную социализацию (асси­миляцию), приобретение нормативно выраженных прав и обязанностей.

В скотоводческих же обществах социализация, как упоминалось, осуществлялась через инкорпорацию. Развитие информативного выра­жения высокого ранга вело к появлению феномена личного статуса - статуса полноправного члена общины высокоранговых. В условиях сла­бости указанной мотивации тенденция к специализации в обществах скотоводов не была столь ярко выражена. Напротив, высокорангово обу­словленное стремление к самодостаточности (ограничение взаимодейст­вия, носящего характер подстройки - «просьбы»; ср.: inalateu - застав­лять просить, ставить в положение женщины) означало и стремление к профессиональной полифункциональности. Широкое распространение практически во всех обществах скотоводов с теми или иными вариация­ми нормативной поговорки «jeget keshega jetmesh turlu hunar tha ath (для мужчины мало [освоить] и 70 разных профессий), наличие в каждом доме Аркаима металлургической печи - феномены, единые по своему генезису. Если под «Западом» понимать высокоранговое общество, а под «Восто­ком» - низкоранговое, то совершенно справедливым является вывод А. Тимонина: «Итак, Запад (совмещение профессий) - есть Запад, Восток

87

(жесткая специализация, переходящая в кастовость) - есть Восток» , ре­зюмирующий факт широкого распространения полифункциональности в обществах древних греков в отличие от обществ Ближнего Востока.

  1. Генезис коридального государства. Великое пробуждение соз­дало прочные условия для поступательного развития общества. Вместе с тем низкий ранг большинства населения протогосударств, соответствен­но преобладание механизмов подстройки (копирования) в социокультур­ной адаптации, роль корпуса жрецов - носителей информации и практик консервировали возникшую традицию, приобретающую зачастую то­тальный характер, подавляющий возникновение, распространение и ут­верждение творческого импульса.

Общества же скотоводов, которые спорадически завоевывали древ­нейшие области земледелия, вливались в них, неся с собой интеграцион­ный и творческий заряд, тем не менее не смогли в течение достаточно длительного периода истории радикально трансформировать характер принимающих обществ. Основная причина заключается в достаточно примитивной концептуальной системе самих первых обществ скотоводов.

87 Тимонин А. Н. О значении достижений политической антропологии для тео­рии происхождения государства // Актуальные теоретические проблемы правовой системы общества: Материалы Всерос. науч. конф. С. 60.

56 Общая часть. Теория и методология истории государства и права

Прежде всего речь идет о низкой устойчивости интегративных структур, которые при позитивном исходе взаимодействия с внешними структура­ми (завоевании) более или менее быстро ассимилировались, утрачивая внутреннее единство, а вслед за этим и характерные лояльности. В дан­ном отношении исторически функционально тождественными являются истории Энкиду и Гильгамеша, Урал-батыра и Шульгена, Авеля и Каина, Зигфрида и Гуннара - истории двух братьев (по крови либо признанию), где смерть следует за женщиной. Один из братьев (член общины- победителя) занятие должности царя-жреца, которая по определению может принадлежать только одному, находит предпочтительней узам братства, что неминуемо влечет за собой смерть (разрушение общины).

Однако развитие скотоводства, соответственно высоковооруженно- сти, высокоранговости, далее - распространение патролокальности, фе­номена инкорпорации в общину, следовательно статуса полноправного члена общины, жесткого брака в качестве нормы, жестокое преследова­ние промискуитета и сексуальных девиаций (гомосексуализма, зоофилии и пр.), наконец, осознание механизма отцовства и установление патроли- нейности родства, возникновение феномена «большая патриархальная семья», семейной и общинной собственности начиная с IV—III тысячеле­тий до н. э. обусловили генезис коридального государства. В качестве катализаторов кардинальной трансформации можно определить приру­чение лошади на Южном Урале в IV тысячелетии до н. э. и начало ме­таллургии меди и бронзы.

Коридальное государство - форма властно-территориальной инте­грации, характеризующаяся осознанным различением функции управле­ния и субъекта управления (власти-силы и власти-управления) и наличи­ем коридальной системы (также - системы кара) в качестве основы вла­стной интеграции.

Прежде всего следует отметить, что выбор термина неслучаен и ос­новывается на том примечательном лингвистическом факте, который, возможно, имеет историческое объяснение, заключающееся в связи сло­воформы k*r (kor, kur, kir) со значением «собрание», «сооружать» и дру­гих смыслов, выражающих те или иные аспекты вооруженного полити­ческого объединения. Так, в наиболее ранних известных науке хеттских законах XVI - начала XV веков до н. э. встречается термин «карухалла», который употребляется для обозначения категории людей, свободных от службы и повинностей. По всей видимости, это первая письменная фик­сация политической категории «кара». По словам О. Вильчевского: «...в центре структуры обоих государств (Мидийского и Персидского) нахо­дилась столь характерная для иранских племен военно-племенная орга­низация “народа-войска” - кара, то есть системы общенародных, обще­