Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
История государства и права Башкортостана. - Уф....docx
Скачиваний:
8
Добавлен:
14.04.2019
Размер:
808.96 Кб
Скачать

Глава 4. Всемирный исторический процесс

57

племенных ополчений господствующих племен, на которые опиралась

царская власть, освобождая взамен этого членов кара от налогов, взи-

88

мавшихся с той части населения, которая не входила в состав кара» . Далее, на санскрите kar - делать; на древневерхненемецком и на средне­верхненемецком kur означает выбор, избрание, kirhe - церковь, kurhe - кухня, kerze - огонек, свеча; в курдском kure - костер. Наконец, нельзя не отметить и курии - объединения патрицианских общин в Древнем Риме, многочисленные производные от латинского корня kor (корпора­ция и пр.). На наш взгляд, именно как политический термин, обозна­чающий «народ-войско тюрков», следует интерпретировать и тюркский оборот «turk qara budun», который ошибочно переводят как «тюркский черный народ» (нигде «qara budun» не несет оскорбительного оттенка и не встречается противопоставление понятий «baglai» и «qara»). Интерес­но, что в шумерском языке kur означает буквально гору, горную страну и чужеземную враждебную страну (в мифологии - и иной мир). В баш­кирском языке qur89 - горящий уголек, qor - собрание (древнейшее зна­чение - сидящие в круге, очевидно, вокруг qur-a - костра), делать (отсю­да - qoroltai), qoral - оружие, qoros - металл, сталь (os - наконечник), qurgash - свинец и т. д.

Таким образом, коридальное государство предполагает наличие сложной внутренней структуры - системы кара, представляющей резуль­тат развития высокоранговых общин, объединенных единой концепту­альной системой и обладающей информативно определенным механиз­мом принятия управленческих решений.

Высокоразвитая концептуальная система, в том числе образно­нормативное право, - отличительная черта коридального государства. Если первые общины земледельцев интегрировала, прежде всего, внеш­няя военная сила, а затем - иерархия управленцев, то скотоводы после осознания отцовства и установления патролинейности родства объеди­нялись (в том числе против внешнего противника) на основе представле­ний об общем происхождении, общности языка и культуры (что позволяет уже вести речь о возникновении феномена народа, нации), а в дальней­шем и с осознанием принципиального отличия собственной концепту­альной системы (как основы общества «благородных», «светлых», «гра­ждан», «свободных» и пр.). Столкновения с обществами, практикующи­ми промискуитет (в том числе кровосмешение), различные сексуальные девиации, в целом с обществами, не испытавшими Великое пробужде­ние, с неразвитой концептуальной системой, социальными и культовыми

Вильчевский О. Курды. М.; Л., 1961. С. 85.

89 Словарь башкирского языка: В 2 т. Т. 2. М., 1993. Башк. Вследствие перехода г — th данная форма является более древней.

58 Общая часть. Теория и методология истории государства и права

практиками обществ протогосударств вызывали глубокий психологиче­ский шок у скотоводческих народов. В итоге, отчетливо просматривается осознанное стремление к противостоянию ассимиляции при взаимодей­ствии, вплоть до осуществления практики сегрегации (ведические арии, спартиаты, в той или иной степени все общества, организованные в ко- ридальное государство) и геноцида (древние германцы, древние иудеи). Таким образом, так называемые патриархальные ценности - результат длительного развития прежде всего скотоводческих народов, утвержде­ние которых осуществлялось в течение достаточно длительного времени и зачастую носило выраженный конфликтогенный характер.

В политическом отношении, как было сказано, коридальное государ­ство основывалось на системе кара, интегрировалось общенародным со­бранием, советом старейшин и главой (царем), выполняющим первона­чально спорадические функции (военные, арбитражные и пр.). Естествен­но, совершенно неверно полагать, что глава государства «освобождал» участников системы кара от определенных обязанностей в отношении государства «в обмен» на военную поддержку (подобная практика вооб­ще не характерна для систем управления - как правило, каждый центр управления стремится к максимизации властных полномочий). Как пока­зывает пример хеттов, даже участие в военных операциях, не носящих характер отражения непосредственной агрессии, было для членов кара необязательным, добровольным решением. Так, согласно хеттским ис­точникам: «Ст. 54. Прежде воины (племени) Манда, воины (племени) Сала, воины городов Тамалки, Хатра, Цальпа, Тасхиния, Хеммува, луч­ники, плотники, конюшие и их люди карухалла не несли службы и не исполняли повинностей. Ст. 55. Когда сыновья города Хатти - люди сах- хана - пришли и стали просить отца-царя, они говорили ему: “Никто не платит за нас платы, и нас отвергают, говоря: “Вы одни - люди, несущие саххан”. Тогда отец-царь в тулию пришел и объявил о следующем реше­нии, скрепленном печатью: “Идите, раз вы мои ближние люди, вы долж­ны быть такими же!”»90. То есть лишь «родная» община царя была свя­зана с ним обязанностью военной службы, как со своим непосредствен­ным лидером, в то время как остальные участники системы кара, по сути, нанимались на добровольной основе. Именно к данной модели организа­ции государства относится и концепция «свободного вассалитета», и, казалось бы, с точки зрения иерархического государства странная форма принятия башкирскими племенами решения на йыйынах (в виде добро­вольного решения о военной поддержке, а не исполнения приказа) об участии в войне на стороне центрального правительства (к примеру,

90 Хеттские законы / Пер. В. В. Иванова // Хрестоматия по истории древнего Востока.