Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
История государства и права Башкортостана. - Уф....docx
Скачиваний:
8
Добавлен:
14.04.2019
Размер:
808.96 Кб
Скачать

Глава 14. Революции 1917 года и национально-государственное строительство 217

просвещении занимали светские мектебы и медресе. Медресе, по мне­нию исследователя данного вопроса JI. Ш. Сулеймановой, по сути пред­ставляли университетский тип учебного заведения, способствовали фор­мированию собственной демократической интеллигенции421. Среди них можно выделить ученых Мухаметсалима Уметбаева, Хади Мунира, Мухаметшу Бурангулова, А.-З. Валидова, поэтов-писателей Акмуллу, Мажита Гафури, Шайхзаду Бабича, Даута Юлтыя и др. В своих произве­дениях они показывали прошлую историю башкирского народа, его героическую борьбу против колониального гнета, утверждали историче­ское право башкир на национальное самоопределение. Дети обеспечен­ных башкир получали образование в университетах Москвы, Санкт- Петербурга, Казани, Германии, Швейцарии и Турции. К примеру, один из лидеров башкирского национального движения Шариф Манатов обу­чался в Швейцарии.

Таким образом, к началу XX столетия башкирский народ имел свою интеллигенцию, вхожую в научную и политическую элиту России тех времен, хорошо знакомую с программными документами политических партий и трудами ученых по решению национального вопроса в России и осведомленную об опыте федеративного устройства США и других стран. Они являлись носителями развитого национального самосозна­ния. Это позволило им выделиться из общемусульманского движения в начале 1917 года, выступить под самостоятельными лозунгами за об­разование автономного Башкортостана путем выделения башкироязыч­ных районов Южного Урала из Российской федерации и реализовать эту идею.

После Февральской революции большой размах приобрело общему­сульманское движение в России, которое возглавила мусульманская фракция Государственной думы, где в качестве представителя уфимских мусульман работал А.-З. Валидов. Первого мая 1917 года по инициативе мусульманской фракции состоялся I Всероссийский мусульманский съезд. На съезде развернулась острая дискуссия по поводу национально­государственного переустройства бывшей Российской империи.

Ахмедбек Цаликов, ответственный за проведение съезда, выступил с позиций единства мусульманской нации. Свой доклад он завершил сле­дующими выводами: «1) Россия должна стать унитарной парламентской народной республикой; 2) национально-культурная автономия мусуль­ман должна найти свое признание в Конституции России422».

421 См. подробнее: Сулейманова JI. Ш. История становления и развития нацио­нальных общеобразовательных школ и педагогических учебных заведений в Башкор­тостане (1900 - начало 70-х годов XX в.): Автореф. дис. ... д-ра ист. наук. Уфа, 2001. С. 41.

422 Давлетшин Т. Советский Татарстан. Теория и практика ленинской нацио­нальной политики. С. 69, 70.

218

Часть IV. Новое время

Идея национально-культурной автономии была поддержана делега­цией казанских татар, которые в свою очередь ратовали за единую тюр- ко-татарскую нацию, в состав которой включали и башкир как часть та­тарского этноса. Забегая вперед заметим, что отрицательное отношение части татар к башкирской автономии сохранилось не только в период борьбы башкир за свою республику, но и после ее признания централь­ной Советской властью в марте 1919 года423. Следует заметить, что о та- таро-башкирских отношениях в годы революций, Гражданской войны, в период образования БАССР и ее становления имеется большое количе­ство документов и публикаций. На основе их обобщения историки С. Ф. Касимов и М. М. Кулыпарипов приходят к выводу, что «лидеры татарского движения проявляли великодержавные притязания, в первую очередь к башкирам» " . В основе этого лежали, помимо других причин, и экономические интересы. Как пишет М. М. Кулыпарипов, «дело об­стояло так, что многие татарские деятели, особенно правого толка, вы­ступали защитниками интересов татарской буржуазии, ведущей посред­ническую торговлю между рынками центральной России и Средней Азии, Казахстана, которая давала баснословные прибыли... Татарскому торговому капиталу не были нужны никакие государственные границы, таможенные барьеры, национальные различия внутри мусульман Рос­сии»425. Угрозу своим интересам в автономии Башкортостана видели и представители татарской буржуазии, занимающиеся добычей золота и других полезных ископаемых на башкирских землях.

И татарское крестьянство было заинтересовано в уравнительном пе­рераспределении башкирских вотчинных земель. Как писала татарская газета Юлдуз, «у наших башкирских братьев очень много земли... Если произвести справедливый передел, то от башкирских аулов отойдет часть их земель...»426. Один из лидеров татарского национального дви­жения М. Султан-Галиев в своем докладе «О татаро-башкирском вопро­се» на II Всероссийском съезде коммунистических организаций народов Востока по данному вопросу говорил следующее: «Башкиры по своему экономическому положению занимают лучшее положение и являются более обеспеченными землей <...> и после Февральской революции на долю каждого башкирина пришлось минимум по 40-50 десятин... В среднем на каждого татарина приходится 2,1 десятины, а может и

423 См., к примеру: Резолюция II Всероссийского съезда коммунистических орга­низаций народов Востока, 22 ноября - 3 декабря 1919 г. // Образование Башкирской Автономной Советской Социалистической Республики: Сб. док. и материалов / Под ред. Б. X. Юлдашбаева. Уфа, 1959. С. 420-421.

424 Касимов С. Ф. Автономия Башкортостана. С. 57.

425 Кулыпарипов М. М. Башкирское национальное движение (1917-1921 гг.). С. 94.^

426 Касимов С. Ф. Автономия Башкортостана. С. 58.