Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
История государства и права Башкортостана. - Уф....docx
Скачиваний:
8
Добавлен:
14.04.2019
Размер:
808.96 Кб
Скачать

Глава 4. Всемирный исторический процесс

41

случае “интересуют характеризующие теории, а не действительность”»48. Действительность же свидетельствует о том, что уже докерамический Иерихон VIII-VII тысячелетий до н. э. был обнесен мощной стеной из

49

камня .

Повторим: на наш взгляд, первые протогосударства возникли в ре­зультате объединения соседских земледельческих общин внешней силой. Как будет показано ниже, организации скотоводов обладали внутренней потенцией для силовой интеграции земледельческих общин, для которой необходимо было устранение местных лидеров и выбор либо создание одного из поселений в качестве центра интеграции. Необходимо отме­тить, что «силовая составляющая» вовсе не требовала какой-либо сверх­мобилизации ресурсов - активное сопротивление могла оказывать и ока­зывала лишь незначительная часть мужчин общины, большинство кото­рых не принимало выраженное участие в деятельности, относящейся к высокоранговой.

  1. О терминах «кочевник» и «скотовод». В научной литературе существует известная терминологическая неопределенность в понима­нии понятий «кочевники», «номады», «скотоводы» и т. п. Так, термин «кочевники» прочно закрепился как употребляемый для обозначения обществ с преимущественно скотоводческой формой хозяйствования (то есть исторических арабов, ариев, башкир, гуннов, казахов, монголов, тюрков и т. д.). Вместе с тем, по крайней мере в русскоязычной литера­туре, в объем данного понятия включаются и собственно кочевые обще­ства, не имеющие стойкой привязки к определенной территории, стацио­нарных жилищ и городов (цыгане, аборигены Амазонки, палеолитиче­ские группы собирателей и т. д.). В некоторых философских трудах в объем понятия «кочевники» включаются население «мировых городов», по признаку отсутствия привязанности к определенному местожительст­ву, общины так называемых торговых народов и т. п.

Прежде всего укажем, что объектом рассмотрения является только первая группа исторических феноменов. Относительно же терминов «скотовод» и «кочевник» необходимо отметить: а) круглогодичное коче­вание было оптимальной формой ведения скотоводческого хозяйства только в условиях летнего увлажнения (восточная часть степей Евразии, Монголия); б) для европейских степей, алтайского региона, то есть в зо­нах зимнего увлажнения, ведущей формой хозяйствования было джейляу

48 Service Е. R. Classical and Modem Theories of the Origins of Government // Ori­gins of the State. The Anthropology of Political Evolution / Ed. B. R. Cohen, E. R. Service. Philadelphia, 1978. P. 21. Цит. по: Тимонин A. H. О значении достижений политиче­ской антропологии для теории происхождения государства // Актуальные теоретиче­ские проблемы правовой системы общества: Материалы Всерос. науч. конф. С. 61.

49 Афанасьева В., Луконин В., Померанцева Н. Малая история искусств. Искус­ство Древнего Востока. М., 1976. С. 32.

42 Общая часть. Теория и методология истории государства и права

(отгон скота на летние пастбища при стационарных зимних поселениях) или оседлое скотоводство, что вынуждает некоторых исследователей на введение термина «полукочевники», еще более увеличивая терминоло­гическую неопределенность.

Во избежание указанной неопределенности, здесь номадизм понима­ется как целостный социокультурный исторический феномен обществ пустынь, полупустынь, степей и лесостепей Афразии, практиковавших (в Древности и Средневековье) скотоводческую форму хозяйствования. Под скотоводческой формой хозяйствования понимается форма органи­зации хозяйства, при котором скотоводство занимает доминирующее положение в формировании избыточного продукта. Далее, при отсутст­вии специальной оговорки, термины «номады», «кочевники», «скотово­ды» употребляются как синонимы и только в данном контексте (в каче­стве социокультурного исторического феномена).

  1. Феномен номадизма в науке и философии. Вопрос о роли ко­чевников в мировой истории имеет прямое отношение к истории Баш­кортостана, поскольку исторических башкир зачастую относят к «коче­вым» обществам.

Кочевники, всадники, скотоводы издавна были объектом присталь­ного интереса философов и ученых как вследствие своей роли в истории, так и в связи с известными отличиями в организации власти, права, быта и т. д. от народов, занимающихся преимущественно земледелием. Так, арабский историк и мыслитель Абд ар-Рахман Абу Зейд Ибн Халдун (1332-1406), согласно своей теории исторических циклов, наиболее ак­тивной силой в истории считал кочевников, обладавших физическим и моральным превосходством перед оседлым населением, особенно пе­ред горожанами. Именно поэтому, с его точки зрения, кочевники перио­дически захватывали страны с оседлым населением и образовывали об­ширные империи со своими династиями. Но через три-четыре поколения потомки утрачивали свои положительные качества; тогда из степей и пустынь появлялись новые волны кочевников-завоевателей, и история повторялась50. В целом для средневековой арабской науки характерно стремление к рациональному и объективному освещению обществ нома­дов (помимо раннего периода военного противостояния с обществами севера Евразии), что в определенной степени объяснимо и тем, что арабы по происхождению скотоводческий народ.

К сожалению, в данном отношении средневековые арабские источ­ники представляют исключение. Нельзя не отметить, даже по отноше­нию к новейшим трудам, что обращение к истории скотоводческих об­ществ зачастую является причиной возникновения тех или иных идеали­стических конструкций. Даже если не принимать во внимание примеры,

50 Тихонравов Ю. В. Геополитика. М., 2000. С. 37-38.