Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
История государства и права Башкортостана. - Уф....docx
Скачиваний:
8
Добавлен:
14.04.2019
Размер:
808.96 Кб
Скачать

Глава 18. Конституционные акты... О правовом статусе республики 363

725

ранию Республики Башкортостан от 6 мая 2000 года (№ Пр-922) , в ко­тором В. В. Путин обратился с представлением о приведении в соответ­ствие с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами Конституции Республики Башкортостан. По мнению В. В. Путина, согла­сование республиканского и федерального законодательства должно осу­ществляться на основе всех правовых актов, характеризующих взаимо­отношения Российской Федерации и Республики Башкортостан, главным из которых является Договор о разграничении предметов ведения и вза­имном делегировании полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Рес­публики Башкортостан.

Он считал, что первым шагом на пути решения этой проблемы может быть приведение в соответствие с федеральным законодательством тех положений Конституции Республики Башкортостан, которые не подкре­плены положениями названного Договора.

В частности, в статьях 1, 5 и в пункте 9 статьи 95 Конституции Рес­публики Башкортостан проводится идея верховенства республиканского законодательства над федеральным, что фактически означает установ­ление конфедеративного характера отношений между государством в целом и его субъектом. Такой подход противоречит основам федератив­ного устройства, в том числе принципам распространения государствен­ного суверенитета Российской Федерации на всю ее территорию, верхо­венства Конституции Российской Федерации и федеральных законов, установленным статьей 4 Конституции Российской Федерации. В письме говорилось также о том, что положения статей 4, 22, 23, 32, 33, 63 и 64 Конституции Республики Башкортостан, определяющие права и свободы человека и гражданина, а также регулирующие меры по защите этих прав и свобод, не обеспечивают равноправие граждан Российской Феде­рации независимо от национальности, места жительства и других об­стоятельств, поскольку права и свободы, содержащиеся в указанных нормах, гарантируются не всем гражданам Российской Федерации, а только гражданам Республики Башкортостан, что противоречит ста­тье 19 Конституции Российской Федерации.

В. В. Путиным были подвергнуты критике также следующие поло­жения Конституции Республики Башкортостан: возможность для граж­данина Республики Башкортостан иметь гражданство другого государ­ства в соответствии с законом республики или международным догово­ром республики; возможность предоставления права убежища ино-

125 Текущий архив Государственного Собрания - Курултая Республики Башкор­тостан.

364

Часть V. Новейшее время

странным гражданам и лицам без гражданства в Республике Башкор­тостан в соответствии с нормами международного права; наделение Президента Республики Башкортостан полномочием вводить на терри­тории республики или в отдельных ее местностях чрезвычайное поло­жение, а Государственного Собрания - правом утверждать соответст­вующий указ Президента Республики Башкортостан и возможность ограничения прав и свобод человека и гражданина в таких случаях со­ответствующим законом Республики Башкортостан; назначение Про­курора Республики Башкортостан Государственным Собранием Рес­публики Башкортостан; отсутствие местного самоуправления в городах республиканского подчинения.

В представлении было указано, что с нарушением положений ста­тей 71 и 72 Конституции Российской Федерации о разграничении пред­метов ведения и полномочий между федеральными органами государст­венной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации определены предметы ведения и полномочия как самой Рес­публики Башкортостан, так и ее органов государственной власти.

Так, пункт 6 статьи 88 и пункт 2 части третьей статьи 103 Консти­туции Республики Башкортостан относили к ведению органов государст­венной власти Башкортостана вопросы валютного и таможенного регу­лирования, укрепления денежной и кредитной системы. Указанные по­ложения не только противоречили пункту «ж» статьи 71 Конституции Российской Федерации, но и выходили за пределы вопросов совместного ведения Российской Федерации и Республики Башкортостан, определен­ных пунктом 7 статьи 4 названного Договора.

Следует отметить, что в статьях 74, 76 и 95 Конституции Республики Башкортостан проводилась идея об установлении полной международ­ной правосубъектности Республики Башкортостан, включая самостоя­тельное участие в международных и внешнеэкономических отношениях, в межгосударственных объединениях и содружествах государств, заклю­чение международных договоров, обмен дипломатическими, консуль­скими и иными представительствами с предоставлением Президенту Республики Башкортостан права назначать соответствующих представи­телей. Такой объем полномочий Республики Башкортостан при осущест­влении международных и внешнеэкономических связей, естественно, не вытекал из Конституции Российской Федерации и выходил за пределы прав, оговоренных названным Договором Российской Федерации с Рес­публикой Башкортостан. Эти положения, по справедливому замечанию В. В. Путина, также следовало привести в соответствие с Конституцией Российской Федерации и названным Договором.