Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
История государства и права Башкортостана. - Уф....docx
Скачиваний:
8
Добавлен:
14.04.2019
Размер:
808.96 Кб
Скачать

Глава 4. Всемирный исторический процесс

39

ход. Анализ участия скотоводов в организации первых протогосударств будет дан ниже.

Сторонники эндогамной версии генезиса государства, как правило, предлагают гипотезы, основанные на действии уже на межобщинном уровне механизма реципрокности (в предельном случае, универсализа­ции потлача как инструмента ранговой конкуренции лидеров соседских общин)43. Суть гипотезы состоит в том, что лидеры общин мобилизуют ресурсы родной общины и, устраивая мероприятия с щедрым угощением и раздачей ресурсов, приглашают на них соседей, которые в дальнейшем вынуждены либо адекватно ответить, либо согласно механизму реци­прокности признать «главенство» устроителей.

Необходимо отметить следующее. Во-первых, хотя, безусловно, пар­ные брачные ячейки уже присутствовали в первых общинах земледельцев, в том числе и как хозяйственные единицы, однако «прочных семейно­клановых групп» еще не было и быть не могло, поскольку отсутствовала патролинейность родства, которая, в свою очередь, не могла возникнуть вследствие спорадического промискуитета. Соответственно вызывает обоснованное сомнение уже возможность лидера обеспечить хозяйствен­но-экономическую мобилизацию членов общины. Гипотетически, лидер, конечно, мог «стремиться к максимализации экономической функции своего коллектива»44, но остальные члены общины, особенно представи­тели низших рангов, не обладали собственной мотивацией в указанной деятельности (в качестве иллюстрации можно привести хрестоматийную реакцию крестьян на увеличение жалованья в эпоху «раннего капита­лизма»). Без опоры же на верный клан лидер не мог, особенно имея в виду постоянное наличие как внутренних, так и внешних конкурентов на занимаемую позицию, активно использовать ресурсы общины на ука­занные нужды.

Во-вторых, исследователи института потлача специально подчерки­вали уникальность классического потлача (как «типичной, но относи­тельно редкой формы тотальных поставок»): по замечанию М. Мосса «более углубленные исследования сейчас обнаруживают значительное число промежуточных форм между таким обменом с ожесточенным со­перничеством и уничтожением богатств, как на северо-западе Америки и в Меланезии, и другими, с соревнованием более умеренным, в которых стороны состязаются в подарках; так мы соперничаем в наших празд­ничных подарках, пиршествах, свадьбах, в повседневных приглашениях и так же чувствуем себя обязанными отплатить, revanchieren, как говорят немцы. Мы установили существование этих промежуточных форм в ин­

43 См., к примеру: Васильев JI. С. История Востока. С. 56-57, 60-62. Первая по­пытка объяснить через развитие потлача возникновение политической власти и права принадлежит, по-видимому, Ж. Дави (см.: Davy G. La foi juree. Paris, 1922).

44 Васильев JI. С. История Востока. С. 62.

40 Общая часть. Теория и методология истории государства и права

доевропейской античности...», «...потлач в обществах северо-западного побережья Америки - это лишь нечто вроде чрезвычайного продукта системы подарков»45. Очевидно, что «умеренный» вариант «поставки» по М. Моссу и есть правило, которое существовало в исторический пе­риод и соответственно не могло привести к возникновению протогосу­дарства.

Наконец, даже при классическом потлаче существует возможность уклониться от дара, и, что принципиально, помимо обструкции единст­венной санкцией против «уклониста» от принятия либо возвращения «дара» является война46. Таким образом, лидеры соседских общин могли уклониться от участия в мероприятии либо принять дары и, истолковав их как подношение низшего по рангу, не проводить ответное.

Более предпочтительной выглядит культово-интегративная гипотеза. Культово-символическое пространство никогда не было организовано равномерно: существовали отдельные горы, пещеры, рощи и т. д., кото­рые по тем или иным причинам выделялись из окружающей среды, обра­зуя тем самым «точки притяжения» для населения окружающих общин. Соответственно более богатая община путем проведения различных празднеств и мероприятий утверждала влияние и приоритет местного культа. В долгосрочной перспективе результат отражался во взаимообу­словленном усилении центробежных (прежде всего демографических) тенденций: распространение определенного культа, как правило культа плодородия, означало «расширение поля» социального «притяжения» свободных молодых мужчин. Казалось бы, существуют условия для воз­никновения феномена царей-жрецов. Однако вызывает сомнение генезис собственно управленческих функций, прежде всего способность к изъя­тию в достаточном объеме ресурсов у соседских общин. То есть возник­новение позиции лидера, обладающего культово-символическими функ­циями, еще не влечет значимую хозяйственную либо военно­политическую интеграцию (историческим свидетельством чему можно считать Немийского жреца, Царя Леса, загадка которого подвигла Дж. Фрэзера на его фундаментальное исследование47).

Таким образом, несмотря на очевидные потенции для экстенсивного роста (неизбежно ограниченного соответствующими экологическими рамками), эндогамные гипотезы генезиса государства, на наш взгляд, не выдерживают критики. В целом, при рассмотрении интегративно­управленческого подхода, примечательной является цитата-замечание А. Тимонина из работы Э. Сервиса: «“...в действительности конфликт и интеграция не являются взаимно исключающими”, но его в данном

45 Мосс М. Общества. Обмен. Личность: Труды по социальной антропологии. С. 92, 154.

46 Там же. С. 151.

47 Фрэзер Дж. Золотая ветвь: Исследование магии и религии. С. 9-18.