Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
учебник Энтина.doc
Скачиваний:
29
Добавлен:
14.11.2018
Размер:
3.17 Mб
Скачать

Глава 17. Европейская гражданская служба

внутренних дел. Создается европейское управление по борьбе с мошенничеством, расширяется деятельность генерального ди­ректората финансового контроля и общих инспекционных служб в лице генеральной инспекции. Ряд контрольных орга­нов создаются в рамках ЕГС. Их назначение — борьба с дисци­плинарными нарушениями и финансовыми злоупотребления­ми. В общей сложности на работе в аппарате, подчиненном не­посредственно ЕК, заняты свыше 38 тыс. человек.

Кроме названных структурных подразделений аппарата при ЕК функционируют многочисленные комитеты, призванные оказывать ей содействие при осуществлении ее полномочий. Эти комитеты включают в себя как экспертов, так и официаль­ных представителей правительств государств-членов. По дан­ным ЕК за 2000 г., при ЕК действовало около 700 комитетов и примерно 2 тыс. экспертных групп. Большая часть такого рода комитетов входит в состав системы комитологии, статус кото­рой определяется специальными актами.

Легализуется деятельность лоббистских организаций, состав­ляется их регистр. Заметно вырос численно за последние годы аппарат Европарламента (около 8 тыс. человек). Он включает службу Председателя Европарламента и генеральный секрета­риат, а равно генеральные директораты по вопросам управле­ния, по работе комитетов и делегаций, по вопросам информа­ции и связям с общественностью, по вопросам исследований, по кадровым вопросам, по административным вопросам, по во­просам перевода, по финансовым вопросам* и вопросам финан­сового контроля, а также самостоятельную юридическую служ­бу, приравненную по своему статусу к генеральному директо­рату.

Несколько тысяч человек занято на службе в аппарате Сове­та ЕС. Он включает в себя прежде всего аппарат Генерального секретаря, подразделения которого именуются также департа­ментами. Изменения в ОИПБ ведут к созданию специализиро­ванного механизма ее осуществления.

Весьма многочисленна юридическая служба. Она включает ряд внутренних подразделений, специализирующихся по во­просам, относимым к ведению ЕС. Отдельные секторы этой службы специализированы непосредственно по праву того или иного государства-члена. В составе аппарата Совета имеется ряд генеральных директоратов, которые дифференцируются по

267

266 Часть П. Институциональная структура Европейского Союза

сферам деятельности. Например, генеральный директорат В ве­дает вопросами сельского хозяйства и рыболовства; генераль­ный директорат С — внутреннего рынка, Таможенного союза, промышленной политики, телекоммуникаций, исследований, энергетики и транспорта; генеральный директорат Е ведает во­просами внешних связей; генеральный директорат Р — связями с Европарламентом и другими институтами и органами ЕС; в ведении генерального директората О находятся экономиче­ские и финансовые вопросы и Европейский валютный союз; генеральный директорат Н ведает вопросами юстиции и внут­ренних дел; генеральный директорат I — вопросами защиты окружающей среды и прав потребителей, охраной интересов граждан, здравоохранением, законодательством по вопросам продовольствия; генеральный директорат I ведает вопросами занятости и социальной политики, региональной политики, экономическими и социальными взаимосвязями, вопросами образования и молодежи, культуры, аудиовизуальными СМИ; генеральный директорат А занимается административными во­просами и протоколом.

Относительно меньший административный аппарат находит­ся в ведении судебных органов ЕС, СП, ЭСК, Комитета регио­нов и некоторых других органов ЕС. Обращает на себя внима­ние специальное постановление, содержащееся в Статуте ЕГС и предусматривающее распространение его принципиальных по­ложений на служащих не только институтов, но и других орга­нов ЕС.

За полвека своего существования администрация ЕС превра­тилась в крайне сложную, громоздкую и закрытую бюрократи­ческую организацию. Это, с одной стороны, служит реальным основанием для жесткой критики евробюрократии, особенно со стороны евроскептиков, а с другой — определяет в значи­тельной мере критическое отношение европейской обществен­ности к деятельности институтов ЕС. Совершенно очевидно, что негативная оценка деятельности аппарата зачастую перено­сится и на сами интеграционные образования и даже на про­цесс интеграции. Меры по совершенствованию этого аппарата, по борьбе с бюрократизмом и злоупотреблениями, особенно в финансовой области, оказались в центре внимания ЕК в по­следнее десятилетие. С расширением ЕС задача повышения эффективности и демократизации административного аппарата становится еще более сложной и актуальной.