Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
учебник Энтина.doc
Скачиваний:
29
Добавлен:
14.11.2018
Размер:
3.17 Mб
Скачать

21.4. Оборонная политика

Амстердамская редакция Положений об ОВПБ в некоторой своей части устарела еще до того, как Договор вступил в силу. Однако благодаря ее рамочному характеру и универсализации ннешней компетенции ЕС она не только не воспрепятствовала, но и способствовала последующему развитию событий. Точкой отсчета послужила совместная декларация, принятая на англо­французской встрече в верхах в г. Сен-Мало (Франция) 3— 4 декабря 1998 г. С нее оборонная политика Союза фактически и ведет свою историю.

До этого Великобритания всячески блокировала любые по­пытки франко-германского тандема подтолкнуть ЕС к созда­нию собственной военной машины. Лондон делал однозначную ставку на особые отношения с Вашингтоном и доминирование НАТО в Европе. Вскоре после прихода к власти правительства Тони Блэра Великобритания решительно взяла курс на усиле­ние своего влияния в Союзе. Инструментом новой политики Лондона стало форсированное обустройство отсутствовавшего ранее военного измерения его деятельности — области, в кото­рой страна обладала рядом очевидных преимуществ по сравне­нию со всеми остальными ее европейскими партнерами.

В г. Сен-Мало лидеры Великобритании и Франции выступи­ли с призывом оснастить ЕС всем необходимым для того, чтобы «он был в состоянии играть в полном объеме свою роль на меж­дународной арене». Под всём необходимым имелись в виду соб­ственные и достаточно мощные вооруженные силы, способ­ность быстро принимать решения об их использовании и готов­ность применять их для урегулирования международных кризисов. Программа действий ЕС, предложенная в совместной декларации, не выходя за установленные Амстердамским до­говором правовые рамки, радикально меняла его ориентацию и устанавливала следующее. Для решения стоящих перед ним стратегических задач ЕС полагается на свои собственные силы

447

446

Часть IV. Правовые основы общей внешней политики

1,1 на 21. Становление общей внешней политики

и свой собственный институциональный механизм. Вся полнота власти в области осуществления оборонной политики концен­трируется в руках Европейского совета (без каких-либо опосре-дующих звеньев). Политико-правовые и организационные ос­новы оборонной политики формируются методами межправи­тельственного сотрудничества. Соответствующая работа ведется ускоренными темпами. Цель предпринимаемых усилий состоит в том, чтобы наделить ЕС возможностями для самостоятельных действий. Опорой самостоятельных действий служат достаточно мощные вооруженные силы, способные выполнять задачи, аде­кватные новым рискам, с которыми сталкиваются страны ЕС и все интеграционное образование в целом. Собственные воору­женные силы будут использоваться в том числе в интересах кол­лективной обороны. Они позволят укрепить НАТО. Их можно будет задействовать при ведении Союзом самостоятельных во­енных действий в случаях, когда Альянс от таких действий воз­держивается. Для этого ЕС обзаводится необходимыми структу­рами, аналитическими подразделениями, средствами получения разведданных, органами стратегического планирования. ЕС по­лучает доступ к самостоятельному использованию европейских вооруженных сил и средств, включенных в европейскую опору НАТО. В его распоряжение выделяются также не входящие в Альянс национальные и многонациональные силы. На укрепле­ние военного потенциала Союза работает повышение конку­рентоспособности европейской военной промышленности и во­енных НИОКР.

Англо-французская инициатива была активно поддержана остальными странами ЕС. К тому времени конвергенция при­нятых ими моделей военного строительства и отстаиваемых ими военно-политических приоритетов зашла сравнительно да­леко. Все крупные страны взяли курс на создание профессио­нальных армий. Они сократили свои вооруженные силы. Глав­ным требованием, предъявляемым к ним, стали мобильность и маневренность. Германия сняла большинство из введенных по­сле Второй мировой войны ограничений на использование сво­их вооруженных сил. Испания полностью освоилась в НАТО. Франция в основном вернулась в военные структуры Альянса, которые покинула во времена генерала Ш. де Голля. Нейтраль­ный статус ряда стран Союза и проводимая ими политика не­присоединения были приспособлены к потребностям участия в миротворческих акциях. Кроме того, по времени англо-фран-

нучская инициатива почти совпала с завершением формирова­ния л) ВС и переходом на единую валюту. К тому же все страны < ою:за очень болезненно восприняли как события, приведшие к нойне в Косово в 1999 г., так и свою военную «беспомощ­ность» и еще большее, чем раньше, военное превосходство, продемонстрированное США. Таким образом, на этот раз име­ние ь все предпосылки для форсированного формирования обо­ронной политики ЕС.

После некоторых колебаний позитивную позицию в отно­шении планов ЕС заняли США и Североатлантический альянс. И решениях юбилейного Вашингтонского саммита НАТО 23— М апреля 1999 г. была выражена поддержка «решимости Евро­пейского Союза обладать способностью самостоятельных дей-гтний, предполагающей принятие решений и утверждение во­енных акций тогда, когда Альянс как таковой не задействован». НАТО обязалась сформировать механизмы взаимных консуль­таций, взаимодействия и транспарентности с ЕС, а также пре­доставлять силы и средства для проведения «европейских» опе­раций.

Пока ЗЕС еще сохранял некоторую самостоятельность, ра­бота над формированием ОПБО велась параллельно в ЗЕС и ГС. 10 мая 1999 г. Совет ЕС по согласованию с ЗЕС принял ре­шение о связанных процессах консультаций, совместных засе­даниях, гармонизации председательства, координации деятель­ности генеральных секретариатов. Структуры ЕС получили до­ступ к возможностям Военного штаба, Спутникового центра и Института исследований ЗЕС в области безопасности. Был на­лажен обмен информацией с Западноевропейской группой во­оружений.

Официальное оформление ОПБО закрепила сессия Евро­пейского совета в г. Кельне (ФРГ) в июне 1999 г. Саммит ушел от туманной формулировки «европейская идентичность в об­ласти обороны и безопасности», имевшей хождение в НАТО с 1994 г., и четко провозгласил ОПБО целью Союза. На нем ус­танавливалось, что «ЗЕС как организация завершит свою мис­сию» к концу 2000 г. Были приняты также решения, полностью интегрирующие Австрию, Данию, Ирландию, Финляндию и Швецию, ранее дистанцировавшихся от ЗЕС, в новый оборон­ный союз. Закреплялось, что все государства-члены, в том чис­ле нейтральные и неприсоединившиеся, принимают «полное и