Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
учебник Энтина.doc
Скачиваний:
29
Добавлен:
14.11.2018
Размер:
3.17 Mб
Скачать

Глава 4. Квалификационные характеристики европейского права 81

национальным государством выбор методов и средств их реали­зации. Директива также устанавливает срок, в течение которого она должна быть претворена в жизнь. Суд ЕС в серии своих ре­шений уточнил особенности прямого действия директивы. Главное из них состоит в том, что частные лица при предъявле­нии иска могут ссылаться на директиву в случае, если они по­лагают, что она не была реализована в срок или реализована ненадлежащим образом. Директива, которая адресуется госу­дарству — члену ЕС, порождает лишь «вертикальное» действие принципа. Это означает, что эффект прямого действия распро­страняется на взаимоотношения частного лица и государства, но не на отношения между частными лицами (горизонтальное применение).

Давая расширительное толкование применению принципа прямого действия, Суд ЕС увеличил как круг лиц, наделяемых правом оспаривания директивы, так и круг ответчиков. В него, в частности, были включены наряду с государством и публич­ные юридические лица. Суд сделал также вывод о том, что не­обходимость принятия мер по имплементации директивы не­равнозначна признанию обусловленности ее прямого действия. Иначе говоря, неприменение государством положений дирек-; тивы равнозначно нарушению права. В свою очередь, неправо-^ мерная практика или действия не могут служить оправданием допущенного нарушения. С этим связаны также разъяснения Суда о необоснованности ссылки на подобные нарушения иными государственными органами или отсылки к затягива­нию принятия акта имплементации тем или иным государст­венным органом (например, парламентом в силу длительности законодательной процедуры).

Наконец, Суд дал также расширительное толкование приме­нению принципа прямого действия относительно положений учредительных договоров. Им была сформулирована, в част­ности, концепция самодостаточности. Суд исходит из того, что ряд норм учредительных актов могут применяться напрямую, даже если отсутствуют изданные в их развитие акты вторичного права. Это касается, в частности, тех постановлений учреди­тельных актов, которые напрямую формулируют позитивное обязательство или запрет. В итоге обобщающая практика при­вела к признанию на концептуальном уровне прямого действия за правом ЕС в целом.

82 Часть I. Европейское право: содержание, природа и особенности

Однако подобного рода вывод нуждается в определенной корректировке. Дело заключается в том, что нередко акты пер­вичного, а иногда и акты вторичного права содержат постанов­ления, излагающие принципы, которые указывают лишь рамки осуществляемых действий или содержат программные положе­ния. Поэтому при решении вопроса о возможности примене­ния такого рода постановлений необходимо принять во внима­ние положение о том, что норма права может иметь прямое действие только в том случае, если она обладает качествами и свойствами, необходимыми для ее реализации. Иначе говоря, правовая норма может быть применена только при условии, ес­ли она устанавливает конкретные права и обязанности, если она носит достаточно ясный и непротиворечивый характер или если ее применение не обусловлено изданием другой нормы права. Требования к исполняемости правовой нормы сформу­лированы, в частности, в деле Франкович и др. Это, конечно, не значит, что правовые нормы, имеющие своим источником акты Европейских Сообществ, но не отвечающие в полной сте­пени технико-правовым требованиям, не могут оказывать воз­действия на регулирование правоотношений. Такого рода нормы-принципы, рамочные нормы и другие аналогичные нормы зачастую могут служить основанием, используемым Су­дом для толкования применяемой нормы права. В этом их юридическая ценность и значимость. Однако по общему прави­лу прямое действие имеют нормы позитивного права. Именно эти положения легли в основу концепции, проводящей разли­чие между прямым действием и прямым применением. Прямое действие имеют все нормы права ЕС, прямое применение — лишь те, которые отвечают требованиям реализуемости.

Осуществлению принципа прямого применения призвано содействовать специальное положение, включенное в текст ст. 4 ДЕС. Оно обязывает все государства-члены «принять все меры общего или специального характера, необходимые для выполнения обязательств, вытекающих из Договоров, или яв­ляющихся результатом действия актов, принятых институтами».