Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
учебник Энтина.doc
Скачиваний:
29
Добавлен:
14.11.2018
Размер:
3.17 Mб
Скачать

Глава 22. Институты, инструменты и основные направления 487

мые совместно Высоким представителем и ЕК, передаются в Совет ЕС и Европейский совет самой Комиссией. В рамках ОВПБ Высокий представитель отвечает за переговоры или сам ведет переговоры о заключении любых международных согла­шений, связывающих ЕС.

Наряду с государствами-членами Высокий представитель по ИДПБ обладает правом инициативы. Ему поручается в приори­тетном порядке заниматься согласованием и координацией по­зиций государств-членов. В этом находят выражение новые ак­центы применительно к ОВПБ, сделанные еще Конвентом из анализа иракского кризиса. В Лиссабонском договоре четко за­фиксированы признаваемые за Высоким представителем пол­номочия по формированию повестки дня заседаний соответст­вующего Совета. Он уполномочивается выносить на его рас­смотрение любые относящиеся к ОВПБ вопросы и проекты решений. Он может делать это индивидуально или опираясь на поддержку ЕК (п. 1 ст. 30). В случаях, требующих незамедли­тельного решения, Высокий представитель «по собственной инициативе или по просьбе любого из государств-членов созы­вает чрезвычайное заседание Совета в течение сорока восьми часов или, в экстренных случаях, в более короткий срок» (п. 2 ст. 30). В тех случаях, как отмечалось выше, когда проекты ре­шений, за исключением касающихся ОПБО, вносятся Высоким представителем по прямому поручению Европейского совета, единогласия Совета не требуется. Достаточно квалифицирован­ного большинства, кроме тех случаев, когда государство-член настаивает на использовании блокирующего голоса, считая, что задеты его жизненно важные интересы (ст. 31).

Фактически Высокому представителю выражено очень боль­шое доверие. Ведь, приобретая институциональную возмож­ность частично обходить принцип единогласия, он получает чрезвычайно мощный рычаг воздействия на ОВПБ. По своему статусу его предложения приравниваются к тем, которые кон­кретизируют решения Европейского совета и решения о дейст­виях и позициях. По сути дела, презюмируется, что Высокий представитель или совместно Высокий представитель и ЕК вы­ражают интересы, общие для всех государств-членов и Союза в целом. А ради общего блага не возбраняется релятивизировать пожелания и предпочтения меньшинства. Это ключевой мо­мент для понимания того нового места, которое отводится Вы­сокому представителю в институциональной системе ЕС. Дан-

488 Часть IV. Правовые основы общей внешней политики

ный момент является определяющим также и для уяснения но­вого качества, которое со временем должна приобрести ОВПБ, если на это пойдут государства-члены.

В ней чуть больше начинают присутствовать черты надна­циональности. Благодаря наделению Высокого представителя весьма широкими полномочиями усиливается автономный ха­рактер ОВПБ. Но не в ущерб добровольности обязательств, принимаемых на себя государствами-членами, а равно прису­щим ОВПБ императивам координации, согласованности, поис­ка взаимоприемлемых компромиссов. В какой-то степени уси­ление роли Высокого представителя и расширение практики применения процедур принятия решений квалифицированным большинством компенсируются положениями, предписываю­щими Высокому представителю первостепенное внимание уде­лять вопросам согласования интересов государств-членов и ко­ординации их действий на международной арене. Так, п. 2 ст. 31 поручает Высокому представителю в случаях, когда ка­кое-либо государство препятствует принятию решения квали­фицированным большинством, пытаться в тесном контакте с ним отыскать устраивающий его компромисс. Только если та­кие попытки окажутся неудачными, вступает в действие поло­жение, позволяющее другим государствам передать вопрос, вы­звавший столь острые разногласия, на усмотрение Европейско­го совета. Решения должны быть плодом координации. Но и их надлежащее исполнение также нуждается в постоянной и по­следовательной координации на всех уровнях. Согласно ст. 32 и до, и после того, как государства-члены сформулировали пози­цию ЕС, они и Высокий представитель координируют свои действия в рамках Совета. Дипломатические миссии госу­дарств-членов и делегации ЕС в третьих странах и при между­народных организациях должны сотрудничать между собой и вносить вклад в формулирование и осуществление общих пози­ций. В частности, как предписывает ст. 35 ДЕС, им необходимо координировать усилия с тем, чтобы не отходить от согласован­ных ими действий и позиций ЕС и обеспечивать их воплоще­ние в жизнь. Кроме того, на Высокого представителя возлагает­ся ответственность за координацию действий государств-чле­нов в международных организациях и на международных конференциях, за то, чтобы государства-члены следовали пози­циям ЕС.