Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
учебник Энтина.doc
Скачиваний:
29
Добавлен:
14.11.2018
Размер:
3.17 Mб
Скачать

Часть III. Правовое обеспечение защиты прав человека 296 Глава 18. Общие вопросы 297

Рост этих возможностей обусловил постановку вопроса о стирании различий между политическими и социально-эконо­мическими правами. В теории права о единой неиерархической системе прав человека, включающей все их категории, стали говорить сравнительно давно. На декларативном уровне пози­тивный ответ на него был дан еще во Всеобщей декларации прав человека 1948 г., а на практике — сравнительно недавно. Принимается большая группа узкоспециализированных между­народных актов синтетического характера о правах отдельных социальных слоев или возрастных групп населения. Набирает силу тенденция к усилению международных механизмов кон­троля за соблюдением социальных прав. Тем не менее утверж­дать, что провозглашаемое единство политических и социаль­но-экономических прав обрело характер юридической реально­сти, что различия в предоставляемой им судебной защите ушли в прошлое, было бы преждевременно. Это видно на примере Хартии основных прав ЕС. В нее включен широчайший набор прав человека. На первый взгляд после вступления в силу Лис­сабонского договора все они вне зависимости от их природы и содержания стали рассматриваться как юридически обязатель­ные. Все они в равной степени получили юрисдикционное обеспечение. Однако прокламируемое в ней единство весьма условно. Оно ослаблено указанием на то, что в Хартию включе­ны как субъективные права, так и принципы. Наконец, оно чуть ли не сведено на нет оговоркой, по которой положения Хартии должны применяться постольку, поскольку они кон­кретизированы текущим законодательством ЕС. Права, соблю­дение которых связано прежде всего с невмешательством госу­дарства в их отправление, такая оговорка фактически не затра­гивает. А те права, которые полностью зависят от позитивных мер, предпринимаемых государством, властью в широком смысле, оказываются существенно релятивизированными1.

В транснациональном контексте различия между политиче­скими и социально-экономическими правами находят отраже­ние в несхожести международных механизмов контроля за их соблюдением. Так, согласно ЕКПЧ гарантией от нарушения государствами-участниками включенных в нее гражданских и политических свобод служат возможность подачи индивидуаль-

1 От лат. ге1а11УШ — относительный.

иых заявлений и межгосударственных исков в Европейский ('уд и надзор со стороны Комитета министров Совета Европы »а исполнением постановлений, вынесенных ЕСПЧ. Это мак­симально жесткий, эффективный наднациональный механизм. В отличие от ЕСПЧ контрольный механизм, предусмотренный, например, Европейской социальной хартией и пересмотренной IЕвропейской социальной хартией, не содержит судебной со­ставляющей. Для него характерны методы классического меж­правительственного сотрудничества.

Для наглядности проанализируем структурные особенности и систему прав человека и основных свобод, перечисленных в ГЕКПЧ. При подготовке Конвенции возобладал прагматический подход. Перечень прав и свобод, признаваемых ЕКПЧ и прото­колами к ней, краток. Но эти права и свободы реально гаран­тированы. Выбор сознательно сделан в пользу обеспечения уз­кого круга прав и свобод, зато действенного, безусловного, имеющего определяющее значение для становления и развития свободного плюралистического общества, для охраны целост­ности человеческой личности как главного слагаемого и осно-ны такого общества. По мере наращивания объема работы и дифференциации заявлений, поступающих на их рассмотрение, распущенная сейчас Европейская комиссия по правам человека и ЕСПЧ получили возможность высказаться по самым различ­ным аспектам прав человека. Они воспользовались этим для юго, чтобы утвердить расширительное телеологическое пред­ел авление о круге прав и свобод, гарантируемых Конвенцией, и концептуально объединить их.

Если отталкиваться от того, как права человека и основные свободы, признаваемые ЕКПЧ, обслуживают интересы челове­ческой личности, то их систематизация потребует вычленения двух больших категорий прав и свобод: первая — те, которые позволяют индивиду пользоваться определенными правами', вто­рая — те, которые дают ему возможность их процессуальной за­щиты. Права и свободы, образующие первую категорию, в свою очередь, можно подразделить на обслуживающие физиче­скую целостность человека, неприкосновенность его частной жизни, его социальную самореализацию и его равенство с дру­гими людьми. Права и свободы, образующие вторую катего­рию, — на гарантирующие наличие независимых и беспристра­стных компетентных судебных органов, устанавливающие про-