Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
учебник Энтина.doc
Скачиваний:
29
Добавлен:
14.11.2018
Размер:
3.17 Mб
Скачать

Глава 22. Институты, инструменты и основные направления

Еще в ряде областей ЕС обладает компетенцией осуществлять внешние действия совместно с государствами-членами. К ним от­носятся валютная политика (ст. 219 ДФЕС), научные исследова­ния (ст. 186 ДФЕС) и защита окружающей среды (ст. 191 ДФЕС). В качестве примера областей, где ЕС обладает внешней компе­тенцией, признанной за ним решениями Суда ЕС, можно при­вести рыболовство, транспорт, сельское хозяйство.

Основным инструментом осуществления внешней деятель­ности в этих областях являются смешанные соглашения с одной или несколькими третьими странами и международными орга­низациями. Процедура их заключения установлена ст. 218 ДФЕС, заменившей ст. 300 Договора о Сообществе. Зачастую смешанные соглашения регулируют самый широкий круг во­просов двустороннего или многостороннего сотрудничества. В них включаются положения о расширении торговых отноше­ний, содействии развитию, сотрудничестве в социальной сфере, управлении миграцией, защите окружающей среды, проведении научных исследований и т. д. Они служат основой создания раз­нообразных механизмов управления сотрудничеством и контро­ля за выполнением обязательств, принимаемых на себя сторо­нами. В соответствии с ними осуществляется политический диалог. Он ведется на уровне глав государств или правительств, парламентских делегаций, министров, старших должностных лиц, правительственных экспертов. В зависимости от предмета консультаций в них принимают участие представители Комис­сии или Совета ЕС. Заключено множество таких соглашений. Многие из них продлевались, пересматривались, актуализиро­вались, дополнялись новыми разделами. Включая некоторый набор общих положений, они тем не менее варьируются в весь­ма широких пределах.

Управление внешней деятельностью в указанных областях находится в ведении и ЕК, и Совета ЕС, и государств-членов. Комиссия, а теперь и Высокий представитель по иностранным делам и политике безопасности отвечают за подготовку соглаше­ний. Они выступают с инициативой проведения переговоров и ведут их на основе мандата, полученного от Совета ЕС. Кто яв­ляется основным переговорщиком, определяется им. Заключе­ние соглашений — также прерогатива Совета ЕС. До принятия соответствующего решения Совет получает согласие Европар-ламента или консультируется с ним. Соглашения вступают в за-

конную силу после их ратификации ЕС и государствами-члена­ми. Процедура довольно громоздкая, она может надолго затяги­ваться. На длительность влияют внутренние процессы в государствах-членах, появление новых раздражителей в отноше­ниях с его сторонами, расхождения в оценках их выгодности. С учетом этого предусматривается возможность временного вве­дения в действие отдельных разделов смешанных соглашений, относящихся к ведению интеграционного образования.

Важной сферой внешней деятельности ЕС является участие в работе международных организаций, международных конфе­ренций и других международных форумов. Судить о ее эффек­тивности достаточно сложно. Ее трудно отделить от вклада го­сударств-членов. Статус ЕС в международных организациях и на международных конференциях весьма изменчив, расплывчат и не всегда понятен. Наряду с упоминавшимися договорными положениями правовая основа сотрудничества ЕС с междуна­родными структурами закрепляется в ст. 220 ДФЕС, заменив­шей ст. 302—304 Договора о Сообществе. Она поручает Комис­сии и Высокому представителю обеспечивать все необходимые формы сотрудничества с органами ООН и с ее специализиро­ванными учреждениями, Советом Европы, ОБСЕ и ОЭСР. Рас­пределение полномочий между ЕС и государствами-членами, а также его положение в международных организациях и на меж­дународных форумах учредительными договорами не регламен­тированы. Уставные документы ООН, ОБСЕ, Совета Европы, универсальных финансовых организаций, а также таких между­народных форумов, как С8 и О20, предусматривают, что их членами могут быть только государства. Правового статуса ЕС в них вроде бы не имеет. Тем не менее, находя самые различ­ные, когда правовые, когда прагматические решения, ЕС ут­вердился в них в качестве самостоятельного игрока. Причем максимально влиятельного. Иногда это у него получалось не­сколько лучше, иногда — несколько хуже. Опираясь на свою исключительную компетенцию, ЕС получил полноправное членство в ВТО, ФАО, ЕБРР, международных рыболовных ор­ганизациях. Так, ст. 2 Устава ВТО признала за ним статус пер­воначального члена. ЕС добился «полного участия» в ОЭСР. Но в Совете Безопасности и Суде ООН или ЮНИСЕФ ЕС не имеет никакого статуса. Он является наблюдателем в Генераль­ной Ассамблее ООН, ЭКОСОС, большинстве вспомогательных

476

477

Часть IV. Правовые основы общей внешней политики