Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Перечень экзаменационных вопросов ЛФ 2022.docx
Скачиваний:
26
Добавлен:
08.02.2024
Размер:
12.13 Mб
Скачать
  1. Общий адаптационный синдром. Роль желез внутренней секреции в развитии общего адаптационного синдрома. Стадии стресса.

Понятие "стресс", предложенное Г.Селье, включает основной компонент срочной неспецифической адаптивной реакции, составляющее суть ОАС и характеризуется активацией симпато-адреналовой и гипоталамо-гипофизарно-надпочечниковой систем (стресс-реализующих систем).

Предполагается, что в начале происходит возбуждение дорсомедиальной части миндалевидного ядра (одного из центральных образований лимбической системы). Из миндалевидного ядра мощный поток импульсов идет к эрготропным ядрам гипоталамуса, оттуда импульсация направляется к грудному отделу спинного мозга, а затем к мозговому слою надпочечников. В ответ происходит выброс адреналина и норадреналина, в результате чего возрастает артериальное давление, увеличивается сердечный выброс, снижается кровоток в неработающих мышцах и органах, возрастает уровень свободных жирных кислот (активация липолиза), уровень триглицеридов, холестерина, глюкозы.

Адренокортикальный механизм включает в себя следующую цепь событий: активация неокортекса, септально-гипоталамического комплекса (выделение кортиколиберина), передней доли гипофиза (выделение адрено-кортикотропного гормона (АКТГ)), стимуляция коры надпочечников и выделение глюкокортикоидов – кортизола, гидрокортизона (гормонов пучковой зоны коры) и частично минералокортикоидов – альдостерона (гормона клубочковой зоны коры). Глюкокортикоиды вызывают, прежде всего, значительное повышение энергетических запасов: возрастает уровень глюкозы (за счет глюконеогенеза) и свободных жирных кислот. Однако чрезмерное выделение глюкокортикоидов приводит одновременно и к нежелательным эффектам (это называют платой за адаптацию). Наблюдается триада морфологических проявлений: гипертрофия коры надпочечников, инволюция тимико-лимфатической системы и временное появление язв желудка и двенадцатиперстной кишки.

В развитии ОАС отмечается последовательное развитие стадий - тревоги, резистентности и истощения. Каждая стадия отражает соотношение между действием стресс-фактора и эффективностью приспособительных реакций организма.

I. Стадия тревоги – кратковременная стадия (от 6 до 48 часов), обусловленная перестройкой эндокринной функции организма, связана с увеличенным выбросом в кровь адреналина и глюкокортикоидов, преобладанием катаболических процессов. Уменьшаются размеры тимуса, селезенки, лимфоузлов, количества жировой ткани, появляются эрозии в ЖКТ, снижается содержание эозинофилов в крови и липидов в коре надпочечников.

II. Стабильно увеличенная концентрация адреналина и глюкокортикоидов в крови свидетельствует о наступлении стадии резистентности. Наступает гипертрофия надпочечников. Именно эта стадия и определяется адаптивный эффект стресс-реакции. Из всего многообразия положительных эффектов выделим основные, которые могут превратиться при определенных условия (как правило, при слишком сильных или продолжительных, затяжных стрессах) в повреждающие.

Увеличенная секреция адаптивных гормонов вызывает:

1. Мобилизацию энергетических и структурных ресурсов организма, которая выражается в увеличении в крови концентрации глюкозы, жирных кислот, аминокислот, нуклеидов - катаболическая фаза стресса. Основной эффект мобилизации вызывает адреналин совместно с глюкагоном, которые активируют гликогенолиз и гликолиз через аденилатциклазную систему в печени, скелетных мышцах и т.д. Одновременно глюкокортикоиды стимулируют глюконеогенез в печени и скелетных мышцах, вызывая гидролиз белков и увеличение свободных аминокислот в крови. В мобилизации жировых депо при стрессе основное значение имеют катехоламины и глюкагон, которые опосредованно через аденилатциклазную систему активируют липазы и липопротеиназы в жировой ткани.

В условиях, когда организм «не находит выхода» из сложившейся ситуации и адекватная среде функциональная система не формируется, мобилизация ресурсов перестает быть адаптивным фактором и приводит к прогрессирующему истощению организма.

2. Направленную передачу энергетических и структурных ресурсов в функциональную систему, осуществляющую адаптацию к данному стрессу. Возникает так называемая «рабочая гиперемия» в основном миокарда, головного мозга, скелетных мышц. В то же время в органах брюшной полости (кишечник, почки) развивается сужение сосудов и снижение кровотока в 5-7 раз по сравнению с исходным уровнем. Главная роль в реализации этого адаптивного эффекта принадлежит катехоламинам, вазопрессину, ангиотензину П, субстанции Р. Локальным фактором вазодилятации является выделяемый эндотелием сосудов оксида азота. При чрезмерной выраженности стресса перераспределение крови может сопровождаться нарушением функции и даже повреждением органов, не участвующих в данной адаптивной реакции (например, ишемические язвы желудочно-кишечного тракта при тяжелых физических нагрузках), т.е. происходит превращение адаптивного эффекта в повреждающий.

3. Активацию функции клеток путем увеличения концентрации в цитоплазме ионов Са++, которые стимулируют активность ключевых внутриклеточных регуляторных ферментов - протеинкиназ. . Увеличение содержания ионов кальция в клетках может быть адаптивным фактором лишь при достаточной мощности мембранных кальциевых и натриевых насосов, Na+/Са++ обменного механизма, которые обеспечивают своевременное удаление ионов кальция из клеток во внеклеточную среду и поддерживают в цитоплазме нормальную концентрацию ионов кальция. Избыток этих ионов может способствовать повреждению клеток и органов. Так, в сердце возможно падение порога фибрилляции желудочков и возникновением аритмий. В дальнейшем нарастающий избыток кальция приводит к неполному расслаблению миофибрилл в диастоле и развитию «стрессорной ригидности» миокарда, которая нарушает диастолическое расслабление и уменьшает силу сердечных сокращений. Одновременно под влиянием ионов кальция происходят истощение резерва гликогена, нарушение окислительного фосфорилирования в митохондриях и другие изменения. Таким образом, этот адаптивный эффект превращается в повреждающий.

4. Липотропный эффект – за счет активации липаз, фосфолипаз клетки увеличивается свободнорадикальное окисление (влияние катехоламинов, вазопрессина и др.). В результате этого липотропного эффекта стресса изменяется структурная организация липидов мембран, а тем самым и липидное окружение мембраносвязанных функциональных белков. В результате может быть достигнута быстрая активация жизненно важных ферментов, рецепторов, каналов ионного транспорта, локализованных в клеточной мембране, и мобилизация функций органов. При чрезмерно длительном и интенсивном стрессе активация фосфолипаз, липаз, свободнорадикального окисления липидов может приводить к повреждению мембран, т.е. она играет важную роль в превращении адаптивного эффекта в повреждающий.

III. Однако если стрессор был чрезвычайно сильным или его действие не прекращалось длительное время может развиться 3 стадия стресс-реакции – стадия истощения. Она связана с функциональной недостаточностью надпочечников. При этом возвращаются симптомы, характерные для I стадии (фаза шока), но теперь они носят необратимый характер, что может привести к гибели организма. Во внутренней среде происходит не только нарушение гомеостаза, но и развивается полиорганная недостаточность с преобладанием катаболических и некротических изменений в органах и тканях.