Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
psicho T2.doc
Скачиваний:
72
Добавлен:
17.03.2015
Размер:
23.73 Mб
Скачать

Применение мифов и сказок для оптимизации психических состояний в период беременности

Косова Н. Н. (г. Калуга)

В период беременности жизнь женщины обусловлена, прежде всего, наличием измененных состояний сознания, и ментальность ее весьма метафоризирована, мифологична. При анализе жизненных сценариев сама личность рассматривается в динамике жизненного пути, а жизненный путь рассматривается в контексте образа жизни. Сценарий может реализовываться бессознательно или осознаваться случайно, причем могут воспроизводиться типические формы пове­дения, характерные для социальной группы (сценарии передаются из поколения в поколение). Описаниежизненного сценария весьма мета­форично, как и мировоззрение - каждая мысль - метафора, притом, что суть метафоры - в понимании и объяснении одних вещей в тер­минах других. Сказка (как одна из стратегий, активно применяющая метафоры) вызывает ресурсное состояние покоя, помогает вывести человека из его «ожидаемой сейчас» реальности. Сказки и мифы несут в себе большое число личностных проекций, позволяющих диагности­ровать и корректироватьличностныеособенности, стратегии и модели поведения. Личностные мифы и сказки - рефлексируемый личностью срез человеческого опыта, фиксирующий смыслы, ценности, идеалы модели, стратегии и формы поведения.

В группах беремен ных жен щи н (укомплектован ых случайным образом) не наблюдалось ни сколько-нибудь значимой сплоченно­сти и сопереживания к оказавшимся в одной группе. Большинство было весьма невосприимчиво к сведениям в лекциях психолога и интересовалось только утилитарными вещами. В динамике личностных изменений отмечалась инфантилизация, обострение внутриличностных конфликтов, повышение зависимости, уровня тревожности. Большинство женщин было чувствительны, на­пряжены, переутомлены, истощены эмоционально. Т. о., очевидно использование мифов, как средства оптимизации психического состояния женщин в период беременности, с учетом специфики использования оптимизацирующего и развивающего потенциала личностных мифов и сказок.

В большинстве рисунков отразились в стилизованной манере отношения в диаде «мать-дитя», причем поразителен очевидный контраст между несомненной тяжестью состояния беременных, медицинскими характеристиками и содержанием рисунков боль­шинства женщин. Большей частью женщин собственное состояние оценивалось весьма индифферентно, особо подчеркивались лишь специфически женская функция деторождения и смутность соб­ственных самоощущений. Беременность, как процесс и состояние, связывается с неким внутренним переворотом, трудно и непонятно как происходящим. Ребенок большинством опрошенных оценива­ется как нечто желанное, хорошее, маленькое, весьма «громкое» и «сложное».

Полученные нами результаты позволили говорить о пред­почтении определенных цветов (желтый, фиолетовый, красный). Женщины, выбравшие желтый цвет, свободно фантазировали и сочиняли сказки,хотя в реальности они часто неприспособленны и

непрактичны, мечтательны, надеются на светлое будущее. Женщи­ны, выбирающие фиолетовый цвет (с богатым внутренним миром, легкой возбудимостью и внушаемостью), чаще других нуждались в поддержке, поощрении и подбадривании. Женщины, выбравшие красный цвет, живые, часто неуправляемые, стремящиеся к наи­высшим результатам, с трудом признаются в ошибках, тяжело пере­живают неудачи, в отношении будущего ребенка более жестки.

Сказка большинством опрошенных воспринимается позитив­но, и основная ее идея - любовь, брак и семья, поиск цели жизни, своего места в мире, миссии. Один из самых распространенных мо­тивов - мотив создания семьи, улучшения взаимоотношений в се­мье, все потенциальные направленности - на ребенка. Отношение к окружающим и самому себе: женщины, чаще всего, - «созидатели». Актуализированные чувства: все положительные эмоции (радость, любовь, счастье). Образы и символы в сказках - неопределенность, символы-аллегории, образ «ребенка в будущем» (нацеленность на «миссию»- мечту родителей). В большинстве своем сюжеты сказок оригинальны.

Нами была выявлена специфика указанных состояний, изучены механизмы коррекции психического состояния женщин в период беременности, определены особенности личностных мифов и сказокженщин в период беременности, обнаружен развивающий и установлен их креативный потенциал, разработана и апробирована экспериментальная программа коррекции психических состояний, выявлена динамика изменений психического состояния женщин в период беременности при освоении указанной коррекционной программы, которая включала в себя: идентификацию со сказочным героем, диагностику несказочно-личностных проблем; метафори-зацию проблемы; упражнения на рефреминг метафор различных состояний, медитативную сказку.

Таким образом:

  1. вербализация собственного отношения к миру в виде лич­ностных сказок и мифов объясняет необходимость коррекциипсихического состояния женщин в период беременности иоказывает существенное влияние на изменение психическогосостояния;

  2. возможности личностной мифологизации для коррекциипсихического состояния определяются ее ценностноориенти-рованным и самореализационным потенциалами, обеспечи­вающими социализацию и личностное развитие;

  3. психологическими условиями коррекции психического состоя­ния женщин в период беременности посредством вербальноймифологизации являются: использование механизмов иден­тификации, рефлексивного принятия и освоения социальныхролей, интериоризации и экстериоризации, сдвига мотива нацель; реализация личностного подхода в процессе коррекциипсихического состояния (при ориентации на общечеловеческиеи национальные ценности).

Является очевидной необходимость разработки и реа­лизации инновационных программ коррекции психического состояния женщин в период беременности с учетом ценностно-ориентационных, идентификационных, развивающих потенциалов личностных сказок и мифов (при освоении программы «Коррек­ция психического состояния женщин в период беременности», способствующей социализации и личностному развитию).

135

Материалы IV съезда Российского психологического общества. Том II.

Психологические проблемы безопасности при автоматизации современной техники

Костин А. Н. (г. Москва)

Классическая инженерно-психологическая проблема - распре­деление функций между человеком и автоматикой - обостряется при определении стратегии автоматизации при создании сложных технических объектов. Тенденции в этой области, обусловленные бурным развитием компьютерных средств, выражаются в стрем­лении разработчиков к максимальному повышению степени авто­матизации с переходом в пределе к полностью автоматическому и даже беспилотному управлению техникой.

Стратегия автоматизации главным образом определяется тем или иным принципом распределения функций между человеком и автоматикой. В отечественной инженерной психологии классическим считается принцип активного оператора (Н.Д. Завалова, Б.Ф. Ломов, В.А. Пономаренко, 1971). Однако возрастающая сложность созда­ваемой техники приводят к необходимости поиска новых решений. К характеристикам этой сложности, прежде всего, следует отнести свойство потенциальности сложных крупномасштабных технических объектов. Выражается оно, в частности, в возможности возникнове­ния непредвиденных ситуаций управления из-за многообразия, не­предсказуемости, нелинейности и опосредованности межсистемных взаимодействий,! е. связей между различными системами объекта. Существование таких ситуаций приводит к новому виду отказов, ко­торый связан не с реальными поломками техники, а с неадекватной работой автоматики при диагностике бортовых систем.

Реализация управления в этом случае возможна путем ре­зервирования автоматики оператором на основе использования им критериев другого рода - не количественных, а качественных критериев оценки надежности, позволяющих проводить целостный анализ возникающих ситуаций. Но даже профессионалам высокого класса это иногда не удается. Поэтому человек не всегда способен выполнить функцию по резервированию автоматики в изначально неизвестных и неопределенных ситуациях, нелинейных и неустой­чивых процессах межсистемного взаимодействия.

Выходом из ситуации может быть реализация обратной функ­ции - резервирования оператора автоматикой, которое может быть реализовано посредством принудительного повышения степени автоматизации, целью которого должно являться, прежде всего, обеспечение безопасности. Повышение степени автоматизации, освобождая оператора от функций по управлению, тем самым предоставляют ему возможность для более полного и детального анализа ситуации. И если ситуация разъясняется, то оператор осу­ществляет переход обратно к полуавтоматическому режиму управ­ления, если же нет- контролирует ход автоматического режима.

Изложенная стратегия гибкого изменения степени авто­матизации процессов управления фактически выражает новый принцип решения проблемы распределения функций- принцип взаимного резервирования оператора и автоматики (А.Н. Костин, 1991,1996).

Особенности восприятия болезни подростками с сахарным диабетом

Костюнина О. В. (г. Москва)

Восприятие болезни, связанных с диабетом осложнений и его лечения может оказывать выраженное влияние на эмоциональное состояние, способность регулировать заболевание, эффективность участия подростка в контроле уровня сахара крови. Многие больные не полностью представляют серьезность диабета и его влияние на качество жизни.

Целью настоящего исследования являлось сравнительное исследование эмоционального, когнитивного, уровней восприятия болезни у подростков с впервые выявленным, а так же с про­текающим свыше трех лет сахарным диабетом I типа. Диагностика уровней восприятия болезни осуществлялась с применением опросника «Представления о болезни при диабете» Т. Скиннера, адаптированного В. М. Ялтонским Обследовано 30 подростков с инсулинозависимым сахарным диабетом в возрасте 13-16 лет, на­ходившихся на стационарном лечении. Первую группу составили 14 подростков, с впервые выявленным сахарным диабетом. Во вторую группу вошли 16 подростков, с длительностью заболевания свыше 3-х лет, с неоднократными плановыми госпитализациями.

Эмоциональное реагирование на болезнь было более ин­тенсивным у подростков первой группы, по сравнению со второй (р<0,001). Мысли о диабете вызывали у подростков, беспокойство, раздражение, страх, подавленность. Подростки первой группы, с недавно выявленным сахарным диабетом I типа статистически достоверно выше воспринимали свою способность контролировать болезнь, чем подростки второй группы с многолетним течением заболевания (р<0,001). Аналогичная закономерность отмечена и в отношении восприятия болезни как угрозы здоровью.

Подростки, страдающие диабетом свыше 3-х лет, статистически достоверно чаще воспринимают диабет как заболевание, которое, скорее всего, будет продолжаться всю жизнь (р<0,001). Подростки первой группы, в большинстве своем воспринимают диабет как заболевание хроническое (86 %), как пожизненное условие (64%), но надеются, что прогресс в лечении позволит им в будущем вы­здороветь. Среди подростков, страдающих диабетом свыше 3-х лет, 76 % полагают, что диабет является для них пожизненным условием (в сравнении с 64 % в первой группе).

Подростки с недавно выявленным диабетом считали, что он представляет угрозу для их здоровья в будущем (р<0,005). Вос­приятие эффективности проводимого лечения было умеренным в обеих группах, но статистически достоверно более высоким среди подростков первой группы (р<0,005).

Подростки с недавно выявленным диабетом выше оценивали собственную эффективность предупреждения осложнений болезни, чем подростки с многолетним течением заболевания (р<0,001).

Среди причин, повлиявших на возникновение болезни, под­ростки с недавно выявленным диабетом статистически достоверно чаще называли причины, связанные с загрязнением окружающей среды, созреванием организма (взрослением), особенностями своей личности. Подростки, болеющие диабетом свыше 3-х лет, статистически достоверно чаще считают причиной своей болезни «роковую» случайность, неправильное питание, тяжелое вирусное заболевание, которое предшествовало диабету.

136

з-н

Таким образом, можно говорить том, что подростки с не­давно выявленным диабетом связывают возникновение у себя заболевания не только с внешними (по сравнению с подростками, болеющими более 3-хлет), но и с внутренними (эмоциональными, личностными) причинами.

Результаты исследования восприятия болезни свидетель­ствуют о том, что подростки с впервые выявленным диабетом, по сравнению с подростками с многолетним течением заболевания, серьезнее оценивают диабет как угрозу своему здоровью, более интенсивно эмоционально реагируют на появление у них болезни и воспринимают болезнь как хроническое заболевание, но опти­мистически надеются на выздоровление в будущем. Они выше оценивают собственную способность контролировать болезнь, более высоко оценивают эффективность проводимого лечения и эффективность предупреждения осложнений болезни.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]